Печник (Москва)
Для отвода продуктов горения в большом количестве, как это бывает на заводах или при центральных станциях отопления, устраиваются отдельно стоящие дымовые трубы, называющиеся заводскими трубами.
Заводским трубам придают обыкновенно большую высоту как для усиления тяги в них, так и для отведения продуктов горения в верхние слои атмосферы, с целью уменьшить вредное влияние этих продуктов на качество нижних слоев воздуха в данной местности; в зависимости от высоты, груз заводских труб весьма значителен, почему при постройке их следует обращать особое внимание на тщательное устройство фундамента под трубу.
Фундамент под заводскую трубу устраивается отдельно от фундаментов соседних зданий и должен быть основан на плотном грунте; для передачи давления на большую площадь такой фундамент кладется или в виде усеченной пирамиды, расширенной к низу (черт. 103), или же в виде ряда уступов (черт. 105). Фундамент устраивается из крупной бутовой плиты на гидравлическом растворе, или же из бетона; при устройстве фундамента из бутовой плиты более крупные куски её с плоскими постелями кладутся по краям и на углах фундамента, а затем остальная кладка производится с соблюдением тщательной перевязки камней и с возможно более тонкими швами между отдельными рядами плит; под более грузные трубы фундамент устраивается в виде сплошного массива из жирного бетона.
Сверх фундамента кладка трубы ведется из кирпича. Сначала выводится пьедестал трубы с более толстыми стенками; в нижней части трубы оставляются два отверстия: одно А для соединения с боровом, подводящим к трубе продукты горения, а другое Б для очистки трубы от сажи; в последнее отверстие заделывается железная дверь, или же , что чаще применяется, отверстие Б по окончании кладки заделывается временной кирпичной стенкой; углубление а назначено для сбора сажи. Кладка соединительного борова производится после возведения всей трубы, дабы предупредить разрыв его при осадке трубы.
Поперечное сечение заводских труб как внутри, так и снаружи, может быть прямоугольное, восьмиугольное и круглое. При невысоких трубах, для упрощения кладки, при меняется прямоугольная форма сечения, но форма эта менее удовлетворительна, так как при ней получается наибольшее сопротивление от трения газов о стенки трубы, а следовательно и ослабление тяги; кроме того наружные стенки прямоугольной трубы представляет собою слишком большую площадь для действия ветра, отчего такие трубы менее устойчивы.
Лучшая форма заводских труб круглая, как внутри так и снаружи; преимущества её следующие:
а) при круглой форме получается наименьшая площадь соприкасания дыма со стенками трубы, вследствие чего уменьшается трение и в то же время уменьшается и остывание дыма; оба эти обстоятельства способствуют усилению тяги;
б) влияние ветра на устойчивость трубы менее, нежели при прямоугольной или восьмиугольной форме сечения;
в) количество материала при круглой форме наименьшее, почему труба эта дешевле. Вследствие этих преимуществ круглая форма и применяется преимущественно для больших заводских труб.
Кладка труб производится из красного, хорошо обожженного кирпича на известковом или цементном растворе; для круглых труб употребляется специально изготовленный лекальный кирпич. Стенки трубы выводятся не вертикально, а с уклоном около 0,008 высоты трубы; толщина стенок делается в верху в 1 до 1/2 кирпичей, увеличиваясь внизу до 3-3 1/2 кирпичей в зависимости от высоты трубы; такое утонение стенок к верху производится не постепенно, так как это затруднило бы кладку трубы, а уступами, утоняя кладку стенок через 5-6 метров по высоте на 1/2 кирпича (черт. 103).
В виду того, что продукты горения поступают в трубу при довольно высокой температуре, свыше 250° С., нижняя часть трубы обделывается внутри огнеупорным кирпичом толщиною в 1/2 кирпича; такая обделка называется футеровкою, и кладется на огнеупорной глине; футеровка должна вестись самостоятельно, без перевязки со стенками труб, в виду различного коэффициента расширения красного и огнеупорного кирпича.
Самое серьезное внимание должно быть обращено на правильность кладки; последняя должна вестись с постоянной перевязкою кирпичей и с возможно более тонкими швами, при чем постоянно следует производить проверку правильности уклона стенок, а главным образом проверку вертикальности оси трубы. Для первой цели служит шаблон из доски высотою около 2 метр. (черт. 104), края которой срезаны по данному уклону; правильность установки шаблона проверяется уровнем 6, укрепленным на верхней грани шаблона, или же помощью шнурка с отвесом, укрепленного в верхней точке постоянной вертикальной линии, нанесенной на боковой стороне шаблона. Вертикальное положение оси трубы проверяется помощью шнура с отвесом, устанавливаемого по мере возведения трубы в центре её , при чем постоянный центр трубы намечается на крестообразной раме А, укрепленной в нижней части трубы (черт. 105).
При возведении невысоких труб малого сечения устраиваются наружные леса; последние не следует соединять со стенками трубы, дабы колебания её вызывающиеся давлением на нее ветра, не влияли на прочность лесов. Стоимость наружных лесов однако слишком высока, почему при возведении труб большого размера применяются преимущественно внутренние леса; такие леса применимы для труб, ширина отверстия которых в свету ее менее 0,8 метр.
(18 вершков), дабы рабочий имел возможность во время работы свободно наклониться внутри трубы.
Кладка нижней части трубы на высоту до 4 метр. производится с обыкновенных наружных лесов; выше же , для устройства подмостей, внутри трубы закладываются по 2 бревна попеременно крест на крест (черт. 105), по бревнам делается настил из досок и таким образом постепенно устраиваются внутри трубы подмости, остающиеся до конца постройки; по окончании постройки, подмости постепенно разбираются и отверстия, в которых лежали концы бревен, заделываются.
рисунок 105
Подмости настилаются по бревнам лишь у стен трубы, при чем в середине её остается постоянное отверстие, через которое производится подъем рабочих и материалов; подъем этот производится в бадьях при помощи ворота или лебедки В. Кладка трубы при внутренних лесах производится для большого удобства уступами снаружи во внутрь; кладка производится с полными швами и с расшивкою наружных швов.
По мере возведения трубы, в кладку ее через каждые б -7 рядов кирпича заделываются железные скобы из круглого или квадратного железа, служащие впоследствии для подъема трубочистов и рабочих при ремонте трубы.
Для предупреждения размыва верхушки трубы дождем, последняя покрывается слоем цементного раствора, или же каменными плитами; иногда для той же цели употребляются чугунные плиты, укрепляющиеся в кладку помощью болтов.
Непременную принадлежность высоких заводских труб составляет также громоотвод г, провода которого проходят в крючьях, заделываемых в стенки трубы снаружи.
Площадь свободного сечения трубы делается или одинаковою вверху и внизу, или же верхнее сечение делается несколько меньше нижнего. Для определения размеров заводских труб можно, с достаточной точностью, пользоваться приблизительными формулами, приводимыми Лангом ; для определения площади верхнего поперечного сечения трубы F0 Ланг предлагает следующую формулу:
F0=G(1+at0)/ y.b.3600V * B,
где:
G- количество газов, развиваемое 1 кг. топлива,
t0 -температура продуктов горения при выходе из трубы,
y - вес 1 куб. м. воздуха при 0° и давлении 760 мм.,
b - плотность продуктов горения по отношению к воздуху;
можно принять b=1,
V - скорость выхода газов из трубы,
В - часовой расход топлива в кг.
Обозначая предстоящее В через n, получим:
F0=nB кв. метр.,
где n.-численный коэффициент, зависящий от скорости истечения газов из трубы, от сорта топлива и от температуры и плотности тазов; значение коэффициента n для различных сортов топлива дано в ниже приводимой таблице, в основание которой принято, что к топливу подводится количество воздуха в два раза больше теоретически необходимого и что температура газов при истечении равна 200° С. Здесь же заметим, что скорость выхода газов из трубы V должна быть от 3 до 4 метров в секунду для противодействия вредному влиянию ветра на тягу в дымовой трубе; для этих скоростей и дано значение коэффициента n в ниже приводимой таблице.
сорта топлива. |
Значение коэффициента n: | |
При 3 метр. в сек. |
При 4 метр. в сек. | |
Дрова |
0,00124 |
0,00103 |
Торф |
0,00121 |
0,00100 |
Бурый уголь |
0,00166 |
0,00127 |
Каменный уголь |
0,00271 |
0,00225 |
Кокс |
0,00256 |
0,00212 |
Высота трубы определяется по формуле:
H=[20d0+ 5 + 0,05(l-20)]* (700-tm)/(200+tm)
где Н - высота выпускного отверстия трубы над колосниковой решеткой в метрах;
d0 - диаметр внутреннего верхнего сечения трубы в метрах; при квадратном сечении трубы ( d0 - сторона квадрата, при восьмиугольном сечений диаметр вписанного круга;
l - длина дымоходов и борова до соединения его с дымовой трубой;
tm - средняя температура продуктов горения в трубе.
При tm - 25о° С.-последний множитель = 1 и формула получает следующий вид:
Н=20d0+ 5 + 0,05(l-20)
Наконец ширина трубы внизу du может быть принята равною du=d0+0,016Hv
(Нет голосов) |
Печник (Москва)