Печник (Москва)
Для сравнения разных сортов топлива в экономическом отношении необходимо знать, кроме стоимости топлива, еще количество тепла, развивающееся при его сгорании. Количество тепла, развивающееся при полном сгорании 1 килограмма топлива, называется его теплопроизводительной способностью; эта способность зависит от количества углерода и водорода, входящих в состав данного топлива и являющихся главными, полезными для развития тепла, элементами: чем больше этих элементов в топливе, тем больше его теплопроизводительная способность; присутствие в топливе других элементов в большинстве случаев только мешает горению.
По опытам Фавра и Зильбермана теплопроизводительная способность чистого водорода равна 34462 ед. тепла и чистого углерода— 8080 ед. тепла; таким образом каждый из этих элементов в отдельности может считаться лучшим топливом, но применение их в этом виде встречает на практике затруднения по экономическим соображениям, почему они и сжигаются в виде составных частей топлива. При сгорании сложного тела происходит сначала разложение его на составные элементы и превращение их в газообразное состояние, при чем, как и при всяком разложении и при переходе тела в газообразное состояние происходит поглощение некоторого количества тепла; полученные таким образом элементы вступают затем в соединение с кислородом, что сопровождается выделением тепла; следовательно, теплопроизводительная способность, являющаяся результатом этих двух явлений, представляет собою разность двух количеств тепла: развиваемого при сгорании элементов топлива и поглощаемого при разложении топлива на его составные элементы и при превращении их в газообразное состояние. Эти обстоятельства необходимо принимать во внимание при точном определении теплопроизводительной способности топлива.
Существует несколько способов определения теплопроизводительной способности. Наиболее точный результат получается при определении с помощью калориметров, в которых топливо сжигается в чистом кислороде, количество же выделяющейся теплоты измеряется непосредственно, но для практической цели способ этот слишком сложен, так как требует продолжительных испытаний при помощи довольно сложных приборов; способ этот применяется преимущественно при научных исследованиях.
Если известен химический состав топлива, то его теплопроизводительная способность может быть определена при помощи расчета, зная теплопроизводительную способность каждого из элементов, входящих в состав данного топлива. Способ этот, предложенный Дюлонгом, состоит в следующем: предположим, что при помощи химического анализа определено, что 1 килограмм данного топлива состоит из С% углерода, Н% водорода, 0% кислорода и W% гигроскопической воды; весь кислород, заключающийся в топливе, Дюлонг принимает связанным с водородом в виде воды, вследствие чего часть водорода не принимает участия в горении; так как вода состоит из 8 частей кислорода (по весу) и 1 части водорода, то полезное для горения количество водорода в данном
Топливе будет Н- 0/8 процентов; далее весь водород, сгорая, образует воду, количество которой будет 9Н% как эта, так и гигроскопическая, вода уносится вместе с продуктами горения в виде пара, на образование одного килограмма которого, по опытам Реньо, расходуется 637 ед. тепла. Зная, что теплопроизводительная способность водорода = 34462 ед. т., а для углерода она равна 8080 ед. т., получим, что все количество тепла, развивающееся при сгорании 1 килограмма данного топлива, будет;
f=C/100*8080+((H-0/8)/100)*34462-((9H+W)/100)*637 ед. т.
Определение теплопроизводительной способности по способу Дюлонга не даёт вполне точной величины ее, так как здесь не принимается во внимание потеря тепла на разложение сложного тела на составные элементы; получаемая вследствие этого разница не имеет однако особенно существенного значения при определении теплопроизводительной способности топлива для применения его в техник.Еще более простой, хотя и менее точный, способ определения теплопроизводительной способности был предложен Бертье, который, пренебрегая разностью теплопроизводительной способности углерода и водорода, принимал, что полезные для горения части топлива состоят только из углерода; ошибка, получающаяся при этом, не особенно велика, так как количество водорода в большинстве сортов топлива весьма незначительно по сравнению с количеством углерода, да кроме того водород, сгорая, превращается в воду, на испарение которой затрачивается известное количество тепла, что уменьшает количество тепла, получающееся при горении водорода. При способе Бертье весь вопрос сводится, следовательно, к определению в данном топливе количества углерода. Количество его определяется следующим способом: превращенный в порошок образец испытуемого топлива весом р килограммов смешивается с окисью свинца (РbО) и полученная смесь прокаливается в закрытом крышкою тигле до тех пор, пока из тигля не перестанут выделяться газы, то есть пока топливо не перегорит; горение топлива происходит в этом случае за счет кислорода, находящегося в РbО, при чем происходит раскисление последней и выделение из нее [чистого свинца в виде слитка, остающегося на дне тигля, освободившийся же кислород соединяется с углеродом в СО2; реакция, происходящая при этом, может быть выражена следующей формулой:
2РbО + С = СО2+2Рb.
Так как вес пая углерода = 12, а вес пая свинца = 206,4, то, следовательно, при этой реакции для освобождения одного килограмма свинца потребуется 1/34,4 кг. углерода.
Следовательно, если вес полученного в тигле слитка свинца = q кг., то количество углерода в р килограммах испытуемого топлива будет q/34.4 кг., а в одном его килограмме q/(34,4*p) и теплопроизводительная способность испытуемого топлива будет равна q/34,4*8080 ед. т.
Способ этот прост, удобоприменим и дает, хотя и не вполне точный, но для практической цели достаточно близкий к истине результат.
Теплопроизводительная способность общеупотребительных сортов топлива дана в таблице № 2.
Показанная в таблице № 2 теплопроизводительная способность разных сортов топлива определена по формуле, принятой Союзом среднеевропейских обществ для наблюдений за паровыми котлами и имеющей вид:
f=81C+290(H-0/8)+25S-6W, где через S - обозначено процентное содержание в топливе серы.
Наконец для сравнения между собою разных сортов топлива может служить также паропроизводительная способность их; под паропроизводительной способностью подразумевают количество воды, которое может быть превращено в пар теплотой, получающеюся при сжигании 1 кг. топлива в топливнике парового котла. Таким образом паропроизводительная способность зависит не только от количества тепла, которое может быть развито топливом при полном его сгорании, то есть от теплопроизводительной способности топлива, но также и от большего или меньшего совершенства данного топливника; следовательно на полученные при этом способе результаты нельзя смотреть как на безусловно точные, но в промышленности, где такая безусловная точность не имеет особенно существенного значения, способ этот имеет свои достоинства и вполне применим, так как с одной стороны он дает возможность судить о теплоте, развиваемой данным топливом именно при тех условиях, при каких оно должно быть сжигаемо, с другой же стороны при сжигании разных сортов топлива в топливнике одного и того же котла—количество образующегося пара дает полную возможность судить об относительных достоинствах сжигаемых сортов топлива.
(Нет голосов) |
Печник (Москва)