Печник (Москва)
По своим достоинствам, в отношении удобств сжигания, полноты горения и теплопроизводительной способности, наилучшим топливом можно считать газообразное, затем жидкое и твердое топливо; в действительности же применение топлива, в зависимости главным образом от экономических соображений, наблюдается в обратном порядке: больше всего применяется твердое топливо, далее идет жидкое и наконец газообразное.
Выбор того или иного сорта топлива зависит главным образом от цели, которая преследуется при его сжигании; цель может быть различна: при сжигании топлива для целей отопления требуется развитие возможно большого количества тепла, температура же, развивающаяся при этом, не имеет существенного значения, тогда как во многих фабричных производствах требуется главным образом развитие высокой температуры, при топке каминов требуется возможно большее выделение лучистой теплоты и т. п.; затем на выбор топлива влияет большая или меньшая удобоприменимость его для данной цели и наконец те общие качества топлива, которые были указаны при описании разных сортов его.
При выборе топлива для печей главное внимание обращается на удобоприменимость его и возможную простоту ухода за топкой; топливо, для сжигания которого требуются сложные приборы и приспособления, а также дающее много мусора и золы, для топки печей нежелательно, поэтому для печей применяется преимущественно твердое топливо, главным образом дрова, затем сухой, жирный и тощий каменный уголь и торф. Для топки каминов предпочтителен кокс, как дающий преимущественно лучистую теплоту, затем каменный уголь и менее пригодно дерево. Для котлов и вообще приборов, где топливо сжигается в большом количестве и топка производится продолжительное время, для упрощения ухода удобнее. выбирать топливо, не требующее частого подбрасывания и не занимающее много места; в этом отношении дрова являются менее удобным топливом и чаще всего для этой цели применяется каменный уголь, не содержащий по возможности серы, вредно влияющей на железные и чугунные части приборов; лучшим же топливом для таких приборов следует признать жидкое топливо, постоянный приток которого легко может быть устанавливаем при помощи регуляторного крана, что упрощает уход за топкою. При таких фабричных производствах, где требуется развитие высокой температуры, лучшим топливом можно считать газообразное, а затем жидкое и твердое.
Наконец, выбирая топливо, сообразуются и с чисто экономической стороной этого вопроса, останавливаясь на том сорте топлива, которое оказывается наиболее выгодным для данной цели; на выгодность применения топлива влияет не только стоимость единицы его в данной местности и его теплопроизводительная способность, но также и коэффициент полезного действия прибора, в котором должно происходит сжигание данного топлива, так как коэффициент этот, при одном и том же приборе, неодинаков для разных сортов топлива.
Для того, чтобы выяснить эту выгодность, обыкновенно определяют стоимость 1000 ед. тепла, утилизируемых в данном приборе при сжигании того или иного топлива; обозначая через f-теплопроизводительную способность топлива, S-стоимость 1 кг. его, p.-коэффициент полезного действия прибора и X-искомую стоимость 1000 ед. тепла, получим:
X = S/pf * 1000
Подставляя в это уравнение данные для разных сортов топлива, получим стоимости 1000 ед. т., которые и определят выгодность того или иного сорта топлива.
Пример: требуется определить более выгодное топливо для топки паровых котлов в С.-Петербурге при стоимости дров 12 коп. за пуд, тощего каменного угля 26 коп. за пуд и мазута 45 коп. за пуд, при чем для первого топлива коэффициент полезного действия котла p1 = 0,7, для второго p2=0,8 и для третьего p3 = 0,85. Отыскивая теплопроизводительную способность по таблице № 2 (для 1 кг. топлива), находим: для дров f1=3300 ед. т., для тощего каменного угля f2=8000 ед. т. и для мазута f3=10.500 ед. т.; тогда стоимость 1000 ед. т. будет:
а) при дровах: X1=(2,44*12*1000) / (40*3300*0,7)=0,31 коп.
б) при каменном угле: X2=(2,44*26*1000) / (40*8000*0,8)=0,25 коп.
в) при мазуте: X3=(2,44*45*1000) / (40*10500*0,85)=0,31 коп.
Таким образом, при вышеуказанных ценах, тощий каменный уголь является более выгодным топливом.
(Нет голосов) |
Печник (Москва)