Печник (Москва)
В паровых машинах теплота пара превращается в работу, но для получения последней затрачивается лишь сравнительно небольшая часть поступающего в машину пара. В зависимости от конструкции, паровые машины потребляют от 6 до 15 кг. пара на 1 лошадиную силу; как известно, 1 лошадиная сила равна силе, способной поднять 75 кг. на 1 метр в секунду, или 75 х 3600 кг. м. в 1 час; с другой стороны механический эквивалент 1 единицы тепла равен 424 кг. м., следовательно для получения 1 лошадиной силы необходимо затратить теоретически:
75 x 3600/ 424=636,6 ед. тепла,
то есть приблизительно 1 кг. пара, в действительности же, как было указано выше, этот расход в паровых машинах бывает от 6 до 15 кг. Следовательно паровые машины потребляют лишь от 1/6 до - 1/15 теплоты, доставляемой им паром, остальная же теплота удаляется вместе с отработанным (мятым) паром и, за исключением потерь в трубопроводах, может быть использована для той или иной цели.
Из диаграмм, изображенных на черт. 320 и 321, можно наглядно судить как велико количество теплоты, освобождающейся из паровых машин, по отношению к количеству теплоты, которое может быть развито топливом в паровом котле.
Как видно из диаграммы на черт. 320, составленной при испытании одноцилиндровой паровой машины, из всего тепла, которое может быть развито топливом при полном его сгорании, 25% теряется в самом котле вследствие несовершенств горения, потерь в обмуровке котла и проч., 1,5% теряется в паропроводе, ведущем пар к машине, 1,5% теряется от охлаждения в машине, 8% превращается в машине в работу, 1% теряется в трубе, отводящей мятый пар, 60% остается в мятом паре, 1% теряется в трубопроводе, отводящем, конденсационную воду и 2% возвращается в котел в виде конденсационной .воды, служащей для питания котла; таким образом из всего количества тепла, которое может быть развито топливом, до 60% остается в мятом паре.
Такие же испытания, произведенные над паровою турбиною, показали (черт. 321), что в турбине превращалось в работу лишь около 13% тепла, и около 58% оставалось в паре, выходящем из турбины.
Конечно, вышеприведенные процентные количества не являются абсолютными для всех машин, но они указывают на то, что в мятом паре остается еще очень большое количество тепла, которое может быть использовано для целей отопления.
Мятый пар может быть применен непосредственно для отопления помещений, или же применяется для согревания воды, которая разводится в нагревательные приборы помещений; первый способ применяется преимущественно в небольших установках, при чем устройство нагревательных приборов и трубопроводов остается такое же, как и при обычном паровом отоплении, изменяется лишь способ доставления пара.
рис. 322
Так как для целей отопления в большинстве случаев достаточно иметь давление пара не более 0,1 атмосферы, а такое противодавление на поршень машины не оказывает уже вредного влияния на её действие, то при отоплении мятым паром должны быть приняты меры, чтобы давление в системе не могло переходить за предел 0,1 атмосферы и чтобы систему можно было бы согревать и непосредственно свежим паром, когда количество мятого пара может оказаться недостаточным для этого, или во время полной остановки действия машин.
Общее расположение необходимых для этого приборов изображено в схематическом виде на черт. 322; в систему отопления пар проводится трубою а, поступая в нее из паровой машины М по трубе Ь в виде отработанного (мятого) пара, или же непосредственно из парового котла А по трубе с; В - предохранительный клапан через который отработанный пар может выходить в атмосферу патрубке s, как только давление в системе отопления станет более 0,1 атм.; С - регулятор давления свежего пара, начинающий пропускать пар в систему с того момента, когда давление в ней почему-либо опустится ниже 0,09 атм.; Н - прибор для отделения масла, увлекаемого из машины отработанным паром, во избежание засорения труб отопления машинным маслом; конденсационная вода из системы отопления поступает по трубе е и отводится в сборный резервуар n, откуда перекачивается насосом k в котел для его питания.
рис. 323
Устройство отдельных приборов системы отопления остается в этом случае то же, какое было описано ранее, добавляется лишь особый прибор для впуска мятого пара. На черт. 323 показан один из применяющихся для этой цели приборов системы Кейфера и К°; мятый пар из машины М поступает в трубу R и при помощи крана Н направляется или непосредственно в атмосферу по трубе Р или в сборный резервуар D, назначенный для регулирования колебаний давления в системе, вызываемых периодическим поступлением пара из машины; в сборном резервуаре D помещен фильтр для отделения конденсационной воды и смазочного масла, увлекаемого с паром; из сборника D пар поступает в трубу L, а из нее в систему отопления; для того, чтобы в трубах для мятого пара не могло развиться давление более 0,1 атмосферы, на них установлены аппараты В, клапаны которых автоматически открываются при давлении свыше 0,1 атмосферы, при чем избыток пара выходит наружу. Свежий пар может поступать в систему по трубе К, на которой установлен запорный паровой кран V и регулятор давления N, кран которого автоматически открывается и впускает пар в систему в том случае, когда давление в ней опустится ниже 0,09 атмосферы; таким образом в системе постоянно поддерживается давление пара между 0,09 и 0,1 атмосферы. Конденсационная вода из труб мятого пара отводится через водоотводчик 0; труба S назначена для утилизации мятого пара для каких либо иных целей в летнее время, когда отопление не требуется.
На черт. 324 показан другой подобный аппарат системы Фишера и Штиля. Он состоит из двух сообщающихся между собою цилиндров А и В, внутри которых помещены поплавки a, a1- поплавок, а подвешен к рычагу, соединенному с золотником с на трубе, приводящей свежий пар в цилиндры, поплавок же а1 подвешен к такому же рычагу, соединенному с золотником d, закрывающим отверстие для выпуска наружу пара при увеличении давления выше 0,1 атмосферы; мятый пар поступает в цилиндры патрубе f; верхние части цилиндров соединены с трубою К, отводящею пар в систему отопления; трубки е, е назначены для отвода конденсационной воды из паровых труб. Над цилиндрами А и В установлен сосуд D, сообщающийся с нижнею частью цилиндров трубою h; потребное в системе давление устанавливается уровнем воды с сосуде D; если давление в цилиндрах станет выше нормального (0,1 атм.), то часть воды выдавливается в сосуд D, при чем поплавок a1 опускается и открывает золотник d, давая избытку пара выход наружу; если же мятого пара будет недостаточно и давление в цилиндрах опустится ниже нормального, то вода из сосуда D переливается в цилиндры, поднимая поплавок а, при чем открывается золотник с и в систему начинает поступать свежий пар.
рис. 324
Так как мятый пар от машин увлекает с собою часть грязного смазочного масла, то конденсационною водою от него редко пользуются для питания котлов, выпуская её преимущественно в водосток; при необходимости же такого питания вода эта или мятый пар должны быть очищаемые предварительно от масла и грязи при помощи особых приборов.
Мятый пар применяется для непосредственного отопления помещений лишь при небольших установках; при больших же силовых станциях, дающих возможность использовать большие количества мятого пара, последний применяется преимущественно для согревания воды для разных потребностей, в том числе и для водяного отопления, как это будет указано в отделе о водяных насосных системах отопления.
(Нет голосов) |
Печник (Москва)