23.02.2016
6737
Печник (Москва)
Декорирование очагов разного типа (печей и каминов) относят к старейшей традиции, которая обретает новый виток популярности. Современный рынок предлагает не только отечественную продукцию, но и плитку из Украины, Белоруссии, а также стран Зарубежной Европы и т.п. Старые традиции возрождаются, совершенствуются и представляются уже в своей новой форме перед своим покупателями.
Но, как бы там ни было, и сегодня, в век автоматизирования и машинного труда, изготовление изразцов относится к трудоемкой процедуре и требует ручной работы. Конечно, в результате получают настоящие произведения искусства, которые, конечно, не так дешево стоят. Но, поверьте, что печь или камин, облицованный изразцами, стоит десяти отопительных конструкций.
2. Первый этап – составление плана
3. Второй этап - подготовка глины для изразцов
4. Подготовка глины к лепке изразцов
5. Третий этап – изготовление шаблона для изразца
6. Четвертый этап - изготовление формы для изразца
7. Приготовление гипсового раствора
8. Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы - видео
9. Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях
10. Пятый этап – утельный (первичный) обжиг
11. Шестой этап – подгонка утели
12. Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
12.1. Холодная роспись
12.2 Ангобирование
13 Восьмой этап – глазурование
14 Девятый этап – конечный обжиг изразцов
При подготовке к процедуре приобретите гипсовую шпатлевку, которая будет использоваться для изготовления формы, а также специальную глину. В качестве инструментов выступают стеки, ножи и муфельная печь для обжига. Все этапы целесообразнее прописать на отдельном листе бумаги, это будет пошаговая инструкция, которой впоследствии нужно будет внимательно следовать.
Форма изразца должны продумываться очень внимательно, так как при отклонении от нормы можно испортить весь материал. Важно учитывать и рисунок, который будет выкладываться впоследствии, от этого будет зависеть и конфигурация самого шаблона.
1. для изготовления изразцов используется специальная гончарная глина, которая обладает высокой пластичностью. Такое сырье характеризуется способностью к формированию, и последующей высокой прочностью, поэтому гончарная глина, как никакая другая, подходит для лепки,
2. после этого формируем небольшие по размеру шарики, для того чтобы глина как можно лучше просушилась. Просушивать шарики следует в теплой, хорошо проветриваемой комнате,
3. сухие шарики следует измельчить, то, что останется после измельчения, просеять через мелкое сито с мелкими ячейками,
4. на этом этапе выполняется отмучивание глины. Для этого порошок следует залить водой и хорошенько перемешать, после чего смеси дать отстояться. Промывание глины осуществляется в большом объеме воды, пропорция составляет один к десяти (глина – вода, соответственно). После того как глина будет промыта, воду очень осторожно сливают, чтобы нижний слой глины остался нетронутым. Таким образом, вы сможете очистить материал от лишних примесей. Присутствие лишних включений в глине для изразцов впоследствии может отрицательно сказаться на их качестве. Объясняем, - при нагревании происходит расширение материала, а примеси могут иметь несколько другое расширение, что приведет к растрескиванию массива изразца. Профессионалы советуют производить очистку глины в специальной емкости, в которой предварительно будет просверлено несколько отверстий, лучше сделать это по вертикали, а отверстия расположить в ряд. Отверстия забивают деревянными чопиками, которые удаляют по мере светления глины. Такой способ очень прост и удобен.
5. в дальнейшем глину выкладывают на солнце и сушат при постоянном помешивании, чтобы не произошло ее растрескивания.
Для повышения огнеупорных качеств глины в нее можно добавить небольшое количество каолина, шамота или шпата.
По типу поверхности выделяют два варианта изразцов: рельефные и гладкие. Гладкие изразцы снабжаются рисунком, а рельефные можно потом будет раскрасить. Во время формирования шаблона важно учитывать это обстоятельство. На изображении можно увидеть, как готовится квадратный шаблон.
Совет! Конфигурация и параметры изразца выбираются, исходя из удобства установки и размеров печи для обжига материала.
При условии, что рисунок несложен, его можно просто вылепить пальцами. Конечно, при более сложном узоре целесообразнее воспользоваться специальными инструментами – стеками.
Стеком именуется своеобразный деревянный нож, пропитанный олифой и используемый для работы с глиной. Стеки используются для нанесения рисунка, полосок, бороздок и удаления излишков глины. Приспособления можно купить в специализированных магазинах, а можно сделать своими руками. Петельки стека выполняют из кожи, проволоки или пружинок от будильника.
Валики организуют методом выкладывания бортика по краям изразцовой заготовки.
Внимание! Во время формирования узора из глины не забывайте о том, что уже выполненное изделие должно просто отделяться от заготовки, поэтому слишком мелкие детали, а также прямые углы лучше исключить. На изображении вы можете увидеть рекомендуемые профили. Углубления во время доставания глины и во время лепки орнамента следует делать таким образом, чтобы впоследствии в сечении образовался открытый конус. На рисунке вы можете увидеть детскую пасочку, которая изготовлена именно подобным образом.
Конечная подготовка шаблона заключается в удалении излишков глины либо ее добавления. В последнем случае обычно глина добавляется при случайном срезе, который может повлиять на целостность узора и необходимой гладкости, для чего применяют мокрую тряпку.
Специалисты формируют шаблоны для каждого отдельно взятого изразца, при укладывании они образуют эффектный узор. Как вы уже поняли, ввиду сложности выполнения плитки она является довольно дорогим материалом для облицовки печей и каминов.
Если вы в первый раз готовите раствор, то лучше замените его шпатлевкой, которая дольше сохраняет текучесть.
Гипс готов, выливаем его в форму обязательно тонким слоем. Процедуру следует выполнять очень осторожно, так, чтобы гипс заполнил все пустоты, так как впоследствии это и будет изразцом.
На следующем этапе выливаем весь гипс до полного заполнения формы.
Изнаночная сторона изразцов выполняется вручную. Дело в том, что так будет проще выполнить ее последующее сцепление.
Схватывание гипса происходит уже через семь – десять минут, а уже через двадцать минут гипс практически полностью затвердевает. Далее опалубку нужно будет снять, а форму вместе с шаблоном высушить. Сушка осуществляется при комнатной температуре. Конечно, время сушки несколько снизится, но вот качество изразца будет вам гарантировано, так как не произойдет появления повреждений на самом шаблоне.
Дело за малым, - отделяем форму от шаблона. Заготовка просто вынимается из шаблона, так как во время высыхания глина имеет свойство сжиматься. Однако на всякий случай, лучше всего проверить, нет ли на дне формы крошек, для этого ее сушат и промывают. Если форма сделана на совесть, то с ее помощью можно выполнить до двухсот экземпляров изразцов. Для того чтобы увеличить производительность, можно сделать сразу несколько форм, с помощью которых можно сделать изразцов в несколько раз больше.
Конечно, такая процедура выполнения облицовочного материала может для некоторых показаться сложной, не волнуйтесь, существует возможность изготовления и без использования шаблонной формы.
Отдельно предлагаем пошаговую инструкцию:
1. сначала следует подготовить форму, так как в ней могли остаться частицы глины или банальной пыли, ее нужно промыть и просушить. Внутренняя поверхность формы должна быть идеально чистой, так как даже небольшой посторонний предмет негативно влияет на качество изразца,
2. далее форму плотно набивают глиной, делают это не сразу, а постепенно, небольшими частями. Укладка глины начинается с середины формы. Сначала глину тонким слоем распределяют по всей форме, сильно утрамбовывая пальцами. Это поможет заполнить все имеющиеся пустоты и создать качественный рисунок. Если вы в первый раз изготавливаете печные изразцы, лучше отдать предпочтение гладким элементам, так как впоследствии их нужно будет только покрасить. Причем даже невыкрашенные они отлично смотрятся на поверхности прибора отопления,
3. тыльную поверхность изразца тщательно выравнивают, это позволит убрать излишки глины и организовать площадку для будущей румпы. Румпой именуют небольшой выступ квадратной формы на обратной стороне изразца. Саму румпу следует выполнить отдельно, скатав при этом два либо четыре бруска одинакового размера. После этого брусок немного придавливается и размещается на тыльной стороне плитки.
Бортик нужно сильно придавить к основанию, используя для этого стек.
Отметим еще один нюанс относительно румпы. Верхняя часть элемента должна характеризоваться одинаковой высотой и должна быть выровнена по плоскости. Тогда впоследствии укладывать материал будет намного проще, он не будет иметь ненужных выступов.
Выравнивание плоскости осуществляется с помощью стека, после чего румпу придавливают фанерой.
Совет! Профессионалы не советуют выполнение румпы методом соединения двух форм, которые заполняются глиной, как это можно увидеть на фотографии. Как правило, это ускорит работу, придаст румпе нудную форму, но сделает крепление слишком ненадежным и непрочным.
Изразцы из керамики характеризуются особенностью своего крепления. Их связывают специальной обожженной проволокой с тыльной стороны конструкции. Таким образом, сначала следует выложить изразцы, а уже после построить очаг. отсюда предположительно на этапе организации румпы запланировать отверстия для крепления элементов облицовки.
При условии, что изразец выполнен способом формовки с применением формы для коробки, отверстия следует просверлить только после подсушивания.
Из-за того что пластичность природного материала может отрицательно повлиять на прочность конструкции, устанавливают жесткий каркас, для которого используют либо толстую проволоку, либо небольшие палочки, впоследствии закрепленные глиной.
После всех этих процедур, изразец вынимают из формы и отправляют на просушку.
Старинные элементы облицовки практически всегда имеют на поверхности отпечаток автора либо подписи.
Отметим, что ручная работа автора зафиксирована его подписью с изнаночной поверхности изразца, а применение формы – подпись стоит на лицевой поверхности.
После этого изделие следует достать из формы. Доставать изразец нужно после того как глина подсохла, но не высохла совсем, иначе достать ее будет сложно. Подобное состояние профессионалы именуют подсохшим.
Для обработки лицевой поверхности используется лощение. Лощением именуется полировки изразца при помощи какого-либо гладкого и твердого предмета. Обычно для этого применяют ложку, пузырек либо гальку. После обработки поверхность изделия приобретает красивый блеск. При полировке рельефных изразцов лощение выполняют только относительно тех поверхностей, на которых нет выступающих поверхностей. После лощения элемент сушится.
Важно! Так как во время облицовки очага может произойти повреждение отдельных элементов, целесообразнее подготовить ремонтный комплект изразцов. Таким образом, в ремонтный комплект обычно входят все изразца, хотя бы по одной штуке.
Так как высушенное изделие еще нельзя назвать готовым изразцом, то оно имеет свое название – «утель».
Изразцы заводского производства отличаются одинаковыми размерами и небольшой разницей по цвету. Регламент размеров ГОСТ 3742-47. а отклонение составит всего лишь половину или один миллиметр.
Если же керамика выполняется самостоятельно владельцем очага, может потребоваться процедура подгонки утели, ее еще именуют «ретификацией». Ретификация заключается в удалении верхнего слоя румпы для подгонки по высоте, а также счесывания боковых граней.
Совет! Не рекомендуем стремиться к безукоризненному прилеганию близкорасположенных элементов печного декора, так как присутствие зазоров напрямую влияет на тепловое расширение материала и его движению во время топки. Помимо всего прочего, конечная сортировка изразцовой плитки осуществляется только после того, как весь материал будет покрашен.
Особенно точно подгоняются декоративные угловые и фронтальные изразцы, потому что они изготавливаются в единичном экземпляре.
Для того чтобы изразец получился максимально эффектным, его поверхность после высыхания можно покрыть масляным лаком. Подобный способ декорирования удобен уже тем, что его не нужно дополнительно обжигать.
Если вы впервые красите изразцы, то этот метод именно для вас! Он прост, не требует много затрат по времени, а при раскладке получается отличный рисунок практически на всю поверхность очага.
В производстве изразов ангоб получаются несколькими методами. В первом случае это способом подобора разных оттенков глины, а во втором – колорирование белой глины красящими пигментами. Способ нанесения рисунка, в свою очередь, делится еще на два типа:
Отдельно скажем, что при условии, что впоследствии вы не планируете глазурирование элементов облицовки, то в агноб стоит добавить десять – двадцать процентов флюса. Флюс представляет силикатное стекло, которое придает краскам блеск.
Приготовить флюс можно своими силами, просто растолочь стекло в емкости. для собственной безопасности работать лучше в перчатках, а емкость положить в полиэтиленовый пакет. После того как вы растолчете стекло, его нужно просеять через сито. Самый надежный способ отделить крупные частицы от мелких прост, для этого нужно взять капроновый чулок, натянуть его на пяльца для вышивания и просеять толченое стекло.
Эффектно смотрится рисунок как на гладком, так и на рельефном изразце. Темой могут стать самые необычные мотивы разных стран.
Для закрепления рисунка изразец еще раз следует обжечь в печи.
Специалисты советуют при поливке поверхности изразца выполнять процедуру сразу, в один прием, если делать это в два приема, могут остаться разводы.
Для того чтобы приготовить глазурь заранее готовят крахмальный клейстер, в который добавляют толченое стекло, которое именуется «флюсом». Под воздействием высоких температур происходит спекание крахмала и проникновение его в поры поверхности материала. В результате на поверхности изразца образуется тонкая пленка, которая играет декоративную роль.
Полезно знать, изделие достают из печи только после полного остывания. Если не учитывать это требование, то на поверхности может появиться сеточка. Только после всех производимых действий изразец засверкает яркими красками. В конечном итоге все элементы сортируют и комплектуют по размерам самого прибора отопления.
6737
Печник (Москва)
Декорирование очагов разного типа (печей и каминов) относят к старейшей традиции, которая обретает новый виток популярности. Современный рынок предлагает не только отечественную продукцию, но и плитку из Украины, Белоруссии, а также стран Зарубежной Европы и т.п. Старые традиции возрождаются, совершенствуются и представляются уже в своей новой форме перед своим покупателями.
Но, как бы там ни было, и сегодня, в век автоматизирования и машинного труда, изготовление изразцов относится к трудоемкой процедуре и требует ручной работы. Конечно, в результате получают настоящие произведения искусства, которые, конечно, не так дешево стоят. Но, поверьте, что печь или камин, облицованный изразцами, стоит десяти отопительных конструкций.
Содержание статьи:
1. Изразцы своими руками2. Первый этап – составление плана
3. Второй этап - подготовка глины для изразцов
4. Подготовка глины к лепке изразцов
5. Третий этап – изготовление шаблона для изразца
6. Четвертый этап - изготовление формы для изразца
7. Приготовление гипсового раствора
8. Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы - видео
9. Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях
10. Пятый этап – утельный (первичный) обжиг
11. Шестой этап – подгонка утели
12. Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
12.1. Холодная роспись
12.2 Ангобирование
13 Восьмой этап – глазурование
14 Девятый этап – конечный обжиг изразцов
Изразцы своими руками
Специализированные сайты интернета пестрят разнообразными статьями, включающими практически только общую информацию, позволяющую только получить общее представление о том, что собой представляют эти необычные керамические плитки. Мы же сегодня попробуем самостоятельно выполнить облицовочный материал, для чего и проведем мастер-класс по выполнению. Сразу предупредим, что работа эти не такая скучная, напротив, она интересная и увлекательная.При подготовке к процедуре приобретите гипсовую шпатлевку, которая будет использоваться для изготовления формы, а также специальную глину. В качестве инструментов выступают стеки, ножи и муфельная печь для обжига. Все этапы целесообразнее прописать на отдельном листе бумаги, это будет пошаговая инструкция, которой впоследствии нужно будет внимательно следовать.
Первый этап – составление плана
На первом этапе составляем подробный план действия. Сюда включают рисование эскиза, подсчет количества изразцов и замеры декорируемого очага. Помимо всего прочего, следует определиться с типом формы и объемом используемого для изготовления материала.Форма изразца должны продумываться очень внимательно, так как при отклонении от нормы можно испортить весь материал. Важно учитывать и рисунок, который будет выкладываться впоследствии, от этого будет зависеть и конфигурация самого шаблона.
Второй этап – подготовка глины для изразцов
Второй этап – подготовка глины, которая должна выстояться. Пока будет готовиться глина, нужно выполнить форму для изразцов.Подготовка глины к лепке изразцов
Пошагово:1. для изготовления изразцов используется специальная гончарная глина, которая обладает высокой пластичностью. Такое сырье характеризуется способностью к формированию, и последующей высокой прочностью, поэтому гончарная глина, как никакая другая, подходит для лепки,
2. после этого формируем небольшие по размеру шарики, для того чтобы глина как можно лучше просушилась. Просушивать шарики следует в теплой, хорошо проветриваемой комнате,
3. сухие шарики следует измельчить, то, что останется после измельчения, просеять через мелкое сито с мелкими ячейками,
4. на этом этапе выполняется отмучивание глины. Для этого порошок следует залить водой и хорошенько перемешать, после чего смеси дать отстояться. Промывание глины осуществляется в большом объеме воды, пропорция составляет один к десяти (глина – вода, соответственно). После того как глина будет промыта, воду очень осторожно сливают, чтобы нижний слой глины остался нетронутым. Таким образом, вы сможете очистить материал от лишних примесей. Присутствие лишних включений в глине для изразцов впоследствии может отрицательно сказаться на их качестве. Объясняем, - при нагревании происходит расширение материала, а примеси могут иметь несколько другое расширение, что приведет к растрескиванию массива изразца. Профессионалы советуют производить очистку глины в специальной емкости, в которой предварительно будет просверлено несколько отверстий, лучше сделать это по вертикали, а отверстия расположить в ряд. Отверстия забивают деревянными чопиками, которые удаляют по мере светления глины. Такой способ очень прост и удобен.
5. в дальнейшем глину выкладывают на солнце и сушат при постоянном помешивании, чтобы не произошло ее растрескивания.
Для повышения огнеупорных качеств глины в нее можно добавить небольшое количество каолина, шамота или шпата.
Третий этап – изготовление шаблона для изразца
Для получения гипсового слепка заранее готовят шаблон. Изготовление шаблона заключается в том, чтобы двух или трехсантиметровый пласт глины наносят узор, который вы планируете увидеть на поверхности своей печи или камина.По типу поверхности выделяют два варианта изразцов: рельефные и гладкие. Гладкие изразцы снабжаются рисунком, а рельефные можно потом будет раскрасить. Во время формирования шаблона важно учитывать это обстоятельство. На изображении можно увидеть, как готовится квадратный шаблон.
Совет! Конфигурация и параметры изразца выбираются, исходя из удобства установки и размеров печи для обжига материала.
При условии, что рисунок несложен, его можно просто вылепить пальцами. Конечно, при более сложном узоре целесообразнее воспользоваться специальными инструментами – стеками.
Стеком именуется своеобразный деревянный нож, пропитанный олифой и используемый для работы с глиной. Стеки используются для нанесения рисунка, полосок, бороздок и удаления излишков глины. Приспособления можно купить в специализированных магазинах, а можно сделать своими руками. Петельки стека выполняют из кожи, проволоки или пружинок от будильника.
Валики организуют методом выкладывания бортика по краям изразцовой заготовки.
Внимание! Во время формирования узора из глины не забывайте о том, что уже выполненное изделие должно просто отделяться от заготовки, поэтому слишком мелкие детали, а также прямые углы лучше исключить. На изображении вы можете увидеть рекомендуемые профили. Углубления во время доставания глины и во время лепки орнамента следует делать таким образом, чтобы впоследствии в сечении образовался открытый конус. На рисунке вы можете увидеть детскую пасочку, которая изготовлена именно подобным образом.
Конечная подготовка шаблона заключается в удалении излишков глины либо ее добавления. В последнем случае обычно глина добавляется при случайном срезе, который может повлиять на целостность узора и необходимой гладкости, для чего применяют мокрую тряпку.
Специалисты формируют шаблоны для каждого отдельно взятого изразца, при укладывании они образуют эффектный узор. Как вы уже поняли, ввиду сложности выполнения плитки она является довольно дорогим материалом для облицовки печей и каминов.
Четвертый этап - изготовление формы для изразца
После того как шаблон высохнет, его устанавливают в опалубку и увлажняют водой из пульверизатора до появления легкого блеск на поверхности.Приготовление гипсового раствора
Готовим гипсовый раствор. Для этого готовим обычный гипс, воду и замешиваем их в пропорции семь к десяти. Отметим, что гипс нужно будет засыпать в воду, а не наоборот. Очень удобно гипсовый раствор готовить в половинке резинового мяча, так раствор долго не потеряет необходимую вязкость и будет проще перемешать компоненты.Если вы в первый раз готовите раствор, то лучше замените его шпатлевкой, которая дольше сохраняет текучесть.
Гипс готов, выливаем его в форму обязательно тонким слоем. Процедуру следует выполнять очень осторожно, так, чтобы гипс заполнил все пустоты, так как впоследствии это и будет изразцом.
На следующем этапе выливаем весь гипс до полного заполнения формы.
Изнаночная сторона изразцов выполняется вручную. Дело в том, что так будет проще выполнить ее последующее сцепление.
Схватывание гипса происходит уже через семь – десять минут, а уже через двадцать минут гипс практически полностью затвердевает. Далее опалубку нужно будет снять, а форму вместе с шаблоном высушить. Сушка осуществляется при комнатной температуре. Конечно, время сушки несколько снизится, но вот качество изразца будет вам гарантировано, так как не произойдет появления повреждений на самом шаблоне.
Дело за малым, - отделяем форму от шаблона. Заготовка просто вынимается из шаблона, так как во время высыхания глина имеет свойство сжиматься. Однако на всякий случай, лучше всего проверить, нет ли на дне формы крошек, для этого ее сушат и промывают. Если форма сделана на совесть, то с ее помощью можно выполнить до двухсот экземпляров изразцов. Для того чтобы увеличить производительность, можно сделать сразу несколько форм, с помощью которых можно сделать изразцов в несколько раз больше.
Конечно, такая процедура выполнения облицовочного материала может для некоторых показаться сложной, не волнуйтесь, существует возможность изготовления и без использования шаблонной формы.
Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы – видео
Уменьшить время изготовления изразца можно с помощью кухонной пластиковой емкости. В нее удобно укладывать глину, придавать изразцу необходимую жесткость. Правда, из нее сложнее вытягивать плитку, поэтому пластиковую форму можно заменить на силиконовую. Когда все будет готово, приступаем к изготовлению самих изразцов.Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях
По рисунку мы можем проследить этапы выполнения изразцов.Отдельно предлагаем пошаговую инструкцию:
1. сначала следует подготовить форму, так как в ней могли остаться частицы глины или банальной пыли, ее нужно промыть и просушить. Внутренняя поверхность формы должна быть идеально чистой, так как даже небольшой посторонний предмет негативно влияет на качество изразца,
2. далее форму плотно набивают глиной, делают это не сразу, а постепенно, небольшими частями. Укладка глины начинается с середины формы. Сначала глину тонким слоем распределяют по всей форме, сильно утрамбовывая пальцами. Это поможет заполнить все имеющиеся пустоты и создать качественный рисунок. Если вы в первый раз изготавливаете печные изразцы, лучше отдать предпочтение гладким элементам, так как впоследствии их нужно будет только покрасить. Причем даже невыкрашенные они отлично смотрятся на поверхности прибора отопления,
3. тыльную поверхность изразца тщательно выравнивают, это позволит убрать излишки глины и организовать площадку для будущей румпы. Румпой именуют небольшой выступ квадратной формы на обратной стороне изразца. Саму румпу следует выполнить отдельно, скатав при этом два либо четыре бруска одинакового размера. После этого брусок немного придавливается и размещается на тыльной стороне плитки.
Бортик нужно сильно придавить к основанию, используя для этого стек.
Отметим еще один нюанс относительно румпы. Верхняя часть элемента должна характеризоваться одинаковой высотой и должна быть выровнена по плоскости. Тогда впоследствии укладывать материал будет намного проще, он не будет иметь ненужных выступов.
Выравнивание плоскости осуществляется с помощью стека, после чего румпу придавливают фанерой.
Совет! Профессионалы не советуют выполнение румпы методом соединения двух форм, которые заполняются глиной, как это можно увидеть на фотографии. Как правило, это ускорит работу, придаст румпе нудную форму, но сделает крепление слишком ненадежным и непрочным.
Изразцы из керамики характеризуются особенностью своего крепления. Их связывают специальной обожженной проволокой с тыльной стороны конструкции. Таким образом, сначала следует выложить изразцы, а уже после построить очаг. отсюда предположительно на этапе организации румпы запланировать отверстия для крепления элементов облицовки.
При условии, что изразец выполнен способом формовки с применением формы для коробки, отверстия следует просверлить только после подсушивания.
Из-за того что пластичность природного материала может отрицательно повлиять на прочность конструкции, устанавливают жесткий каркас, для которого используют либо толстую проволоку, либо небольшие палочки, впоследствии закрепленные глиной.
После всех этих процедур, изразец вынимают из формы и отправляют на просушку.
Старинные элементы облицовки практически всегда имеют на поверхности отпечаток автора либо подписи.
Отметим, что ручная работа автора зафиксирована его подписью с изнаночной поверхности изразца, а применение формы – подпись стоит на лицевой поверхности.
После этого изделие следует достать из формы. Доставать изразец нужно после того как глина подсохла, но не высохла совсем, иначе достать ее будет сложно. Подобное состояние профессионалы именуют подсохшим.
Для обработки лицевой поверхности используется лощение. Лощением именуется полировки изразца при помощи какого-либо гладкого и твердого предмета. Обычно для этого применяют ложку, пузырек либо гальку. После обработки поверхность изделия приобретает красивый блеск. При полировке рельефных изразцов лощение выполняют только относительно тех поверхностей, на которых нет выступающих поверхностей. После лощения элемент сушится.
Важно! Так как во время облицовки очага может произойти повреждение отдельных элементов, целесообразнее подготовить ремонтный комплект изразцов. Таким образом, в ремонтный комплект обычно входят все изразца, хотя бы по одной штуке.
Пятый этап – утельный (первичный) обжиг
Сушка изразцов осуществляется в специальном режиме, причем температура должна быть такой, чтобы глина была высушена, а не запечена до состояния камня. Для сушки плитки важно выбрать подходящую печь, так как нагрев должен осуществляться как можно равномернее, то есть со всех сторон. Рекомендуемая температура воздуха составит девятьсот – девятьсот пятьдесят градусов по Цельсию, а время – три – четыре часа. Готовое изделие не следует сразу вынимать из очага, его оставляют в печи до полного остывания.Так как высушенное изделие еще нельзя назвать готовым изразцом, то оно имеет свое название – «утель».
Шестой этап – подгонка утели
Исходя из того, что при высушивании глина несколько уменьшается в размерах, можно на выходе получить заготовки, разные по параметрам. Этого не избежать, именно поэтому во время облицовки придется подгонять элементы друг к другу. Не стоит расстраиваться, так как это в печном деле считается нормальным явлением, которое объясняется несколькими факторами, такими как усадкой глины, неодродностью наполнения формы и т.п. Помимо всего прочего, может отличаться и цвет заготовок, но изразцы впоследствии будут окрашиваться, поэтому разность цветовой гаммы не так страшна.Изразцы заводского производства отличаются одинаковыми размерами и небольшой разницей по цвету. Регламент размеров ГОСТ 3742-47. а отклонение составит всего лишь половину или один миллиметр.
Если же керамика выполняется самостоятельно владельцем очага, может потребоваться процедура подгонки утели, ее еще именуют «ретификацией». Ретификация заключается в удалении верхнего слоя румпы для подгонки по высоте, а также счесывания боковых граней.
Совет! Не рекомендуем стремиться к безукоризненному прилеганию близкорасположенных элементов печного декора, так как присутствие зазоров напрямую влияет на тепловое расширение материала и его движению во время топки. Помимо всего прочего, конечная сортировка изразцовой плитки осуществляется только после того, как весь материал будет покрашен.
Особенно точно подгоняются декоративные угловые и фронтальные изразцы, потому что они изготавливаются в единичном экземпляре.
Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
Методов по расписыванию изразцов несколько.Холодная роспись
Для нанесения рисунка используются традиционные масляные краски. Прежде чем покрыть ими элемент, поверхность красят олифой и оставляют на протяжении двух суток до высыхания. Только после этого начинают роспись.Для того чтобы изразец получился максимально эффектным, его поверхность после высыхания можно покрыть масляным лаком. Подобный способ декорирования удобен уже тем, что его не нужно дополнительно обжигать.
Если вы впервые красите изразцы, то этот метод именно для вас! Он прост, не требует много затрат по времени, а при раскладке получается отличный рисунок практически на всю поверхность очага.
Ангобирование
Ангобом именуется декоративное напыление, выполненное из жидкой глины. Таким покрытием оснащаются керамические и гончарные изделия перед обжигом. В результате получается красивая гладкая поверхность. Как вариант, производить ангобирование для придания изделию нужного тона.В производстве изразов ангоб получаются несколькими методами. В первом случае это способом подобора разных оттенков глины, а во втором – колорирование белой глины красящими пигментами. Способ нанесения рисунка, в свою очередь, делится еще на два типа:
- нанесение глины, консистемнция которой представляет густоту густой сметаны,
- погружение изразца в воду, а после – в белый агноб. После высыхания (но не сильного) на поверхность изделия наносится рисунок.
Отдельно скажем, что при условии, что впоследствии вы не планируете глазурирование элементов облицовки, то в агноб стоит добавить десять – двадцать процентов флюса. Флюс представляет силикатное стекло, которое придает краскам блеск.
Приготовить флюс можно своими силами, просто растолочь стекло в емкости. для собственной безопасности работать лучше в перчатках, а емкость положить в полиэтиленовый пакет. После того как вы растолчете стекло, его нужно просеять через сито. Самый надежный способ отделить крупные частицы от мелких прост, для этого нужно взять капроновый чулок, натянуть его на пяльца для вышивания и просеять толченое стекло.
Эффектно смотрится рисунок как на гладком, так и на рельефном изразце. Темой могут стать самые необычные мотивы разных стран.
Для закрепления рисунка изразец еще раз следует обжечь в печи.
Восьмой этап – глазурирование
Изразец, используемый для облицовки печей и каминов, характеризуется красивой гладкой поверхностью, что помогает так стильно преобразовать печь из прибора отопления в эффектный элемент интерьера. Подобного можно достичь за счет глазурирования плитки. Для этого изразец погружается либо поливается глазурью. Процедура выполняется просто, элемент придерживается за румпу или укладывается на небольшую подставку из проволоки. Глазурированию может подвергаться готовый материал и изразец после первичного обжига (утель). Рекомендованная толщина глазури составляет один – полтора миллиметра. После того как слой высохнет, плитку снова обжигают в нижней камере муфельной печи на протяжении двух – трех суток.Специалисты советуют при поливке поверхности изразца выполнять процедуру сразу, в один прием, если делать это в два приема, могут остаться разводы.
Для того чтобы приготовить глазурь заранее готовят крахмальный клейстер, в который добавляют толченое стекло, которое именуется «флюсом». Под воздействием высоких температур происходит спекание крахмала и проникновение его в поры поверхности материала. В результате на поверхности изразца образуется тонкая пленка, которая играет декоративную роль.
Девятый этап – конечный обжиг изразцов
Конечный обжиг изразцов производят только после глазуровки, а если изразец не подвергается глазуровке, то только после нанесения рисунка.Полезно знать, изделие достают из печи только после полного остывания. Если не учитывать это требование, то на поверхности может появиться сеточка. Только после всех производимых действий изразец засверкает яркими красками. В конечном итоге все элементы сортируют и комплектуют по размерам самого прибора отопления.
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
6737
Печник (Москва)