03.12.2015
2598
Печник (Москва)
2. Кафель
3. Изразцы
4. Мрамор и цветной камень
5. Дикий камень, искусственный камень и бетон
6. Горшечный камень
7. Металл
8. Штукатурка
9. Дерево
10. Кирпич
11. Мода и стили
11.1 Средневековье
11.2 XIV — XVI века
11.3 XVII век
Декорировать очаги можно самыми разными материалами: природным камнем, гранитом, мрамором, кафелем, изразцами, металлом, огнеупорным стеклом, кирпичом, бетоном, и даже деревом, конечно, если оно обработано специальными веществами и располагается достаточно далеко (на расстоянии минимум восемьдесят сантиметров) от огня.
Использование того или иного материала всегда имеет некоторые границы, так как некоторые очаги нагреваются так сильно, что выдержать высокую температуру могут не все вещества. Помимо температуры нагрева существует такой критерий как аккумуляция тепла. Аккумуляцией именуется свойство материалов накапливать тепло в своем массиве и отдавать его в помещение.
Наиболее популярными считаются кафель, печной кирпич под штукатурку, а также горшечный камень. В некоторых случаях используется типичный кирпич, изразцы и дикий камень (бут или песчаник). Дверцы очагов выполняют из чугуна или стали. Для их декорирования применяют латунь, медь, бронза, хром, никель и золото. Современные очаги оснащаются также огнеупорным стеклом.
Шло время, и кафель стал постепенно распространяться по всей Европейской части как материал для оформления и повышения аккумулятивных способностей очагов. Большая часть кафельных печей приходилась на Центральную и Северную Европу, в странах этих регионов нельзя было обойтись одними каминами, - не позволял холодный климат.
После Второй Мировой войны количество предприятий, занимающихся производством кафеля резко сокращается и даже появление в восьмидесятых годах прошлого столетия новых мануфактур не изменило положительной тенденции. Так, к примеру, в Фельтене так и осталось всего лишь одно предприятие, специализирующееся на производстве кафеля, тогда как в двадцатом веке Фельт считался столицей кафеля. Причиной считается преобладание центрального отопления, а также сокращение ручного производства керамики.
Сегодня основными центрами остаются Австрия, Германия и Швейцария. Отмечают некоторые производства и в других странах, но они немногочисленны.
Кафельное производство легко объединяется в три основные группы: кустарное производство керамики, керамические художественные студии или ателье и крупные керамические мануфактуры.
Производство кафеля считается трудным процессом. Конечно, предприятия (большие и маленькие) обладают своими секретами, которые передают по наследству от одного поколения другому. Если прерывается этот процесс, то производство просто умирает. Как правило, чем больше лет самому предприятию, тем выше цениться его продукция. Если керамист только начинает работать, то он должен быть талантливым и мыслить настолько необычно, чтобы привлечь к себе внимание строгого покупателя.
В продажу кафель поступает в виде наборов, включающих элементы, с помощью которых можно полностью облицевать очаг. размеры и конфигурация кафеля могут быть разными и предстаалять элементы от нескольких сантиметров до метра.
Стандартным размером сегодня считаются плиты двадцать два на двадцать два сантиметра. Вообще, такой размер был давно уже принят в Германии и стал международным. Также популярны следующие размеры: 20х25, 22х25, 22Х28. сантиметров.
Кафель размером 16,5х16,5 сантиметров в мире называют «русским кафелем». Это довольно компактная плитка, которая также используется для оформления печей и каминов. До Октябрьской революции Россия считалась одним из крупнейших поставщиков материала на мировой рынок.
Стандартный набор кафеля насчитывает 4 элемента: базовый (плитка полного размера), половинный, лизена (специальный угловой элемент) и симс (карниз или бордюр). Взамен лизен могут использоваться срезанные на торцах под углом в сорок пять градусов базы или целые углы. Для того чтобы лизены и симсы могли использоваться в разных коллекциях, их часто делают нейтральными по стилевому направлению. Помимо этого, существуют дополнительные элементы: накрывные, доборы и т.п. Для внешнего визуального восприятия используется роспись, глазурь и накладные рельефы.
Производители кафеля, которые занимаются выпуском этого материала десятилетиями, обладают традиционными коллекциями, которые могут копироваться и у других керамистов. Такие коллекции называются «стилизациями». Особенной редкостью считается кафель, выполненный для индивидуального очага, и в других печах и каминах более не повторяется.
В нашей стране кафель именуется «изразцом», а изазец, напротив, - кафелем. Кафель начали импортировать в Россию уже в пятнадцатом веке, бытует мнение, что завоз материала производится через Псков. В семнадцатом веке началось массовое производства изразца. Как правило, это были небольшие кустарные мастерские, занимающиеся выпуском кафеля, скопированного в западноевропейском стиле или выполненного в псевдорусском направлении. В то время качество выполняемого материала были невысоким, причиной этому считалось сырье низкого качества и отсутствие конкуренции. Наиболее известными работами керамистов того времени считаются печи и камины художников А.Я. Головина и М.А. Врубеля, работавших в гончарной мастерской С.И. Мамонтова в подмосковном Абрамцеве.
Внешне изразец представляет гладкую плитку прямоугольной или квадратной формы, толщина которой может варьировать в пределах пяти – двадцати миллиметров. Материал применяется для облицовки внутренних стен (карлаж), полов (напольный изразец) или фасадов домов (фасадный изразец).
Традиционные размеры составляют от 8х8 см до 15х15 сантиметров. интересен последний размер (15 на 15), иначе он еще именуется «королевским», исходя из больших габаритов материала.
Изразец для печей и каминов стали использовать в семнадцатом веке в Голландии, после чего эту традицию переняли и другие европейские страны. В прошлом веке очаги отделывали изразцами полностью, причем, не пропускали даже топливник. Изразцами покрывали даже стены, около которых размещалась печь.
С конца восемнадцатого века и до середины 19 века взамен изразцов стали использовать мрамор, но примерно с 40-х годов девятнадцатого века изразец снова становится востребованным. В Великобритании боковые части очагов декорировались изразцовыми панно, состоящими из пяти плиток, такое оформление стало обязательной частью каминного портала. Некоторые дизайнеры любят использовать изразцы для декорирования очагов в стиле арт-нуво.
Мрамором начали окаймлять каминные проёмы еще со времён Ренессанса, он и сегодня остается самым благородным материалом, любимым многими мастерами и используемым не только для оформления, но и в других целях. Мрамор - дорогой материал, он вызывает особенное отношение, - внушает презентабельность и серьезность. Имеется несколько пород мрамора самых разных оттенков, но каждая эпоха предпочитала свою определенную цветовую гамму. Так, например, классицизм у нас всегда ассоциируется с белым мрамором.
Известность материала не вызывает сомнений, недаром некоторые материалы целенаправленно делают под мрамор с использованием штукатурки или красок. В настоящее время производители используют машинную обработку материала, с помощью которой все работы проводятся быстро даже выполнение глубокой резьбы не вызывает сложности, но при этом массовое производство таких порталов не может сравниться с ручной обработкой материала. Настоящие мастера вкладывают душу в изготовление мраморных порталов, которые нельзя впоследствии будет увидеть у других владельцев очагов, такие облицовки обычно выполняются в единственном варианте. Для добавочных декоративных составляющих в мраморных облицовках применяют тот же самый мрамор, но контрастных тонов, а также ониксы, полудрагоценные камни и бронзу. Мрамор расписывают с использованием особенных методов нанесения красок.
Самым ценным украшением любого камина считается скульптурная резьба, для которой обычно используют белый статуарный и серый каррарский мрамор, так как они проще всего режутся. Помимо всего прочего, резьба эффектно смотрится именно на этих сортах мрамора, чего не скажешь о цветных сортах породы.
Импозантность строгой каминной облицовке придают цветные вставки из мрамора или вставки из белого статуарного материала. такой способ более экономичный, чем описанная выше резьба. Сначала (а особенно в восемнадцатом – девятнадцатом веках) цветной мрамор применяли для инструктации бленд, а несколько позже его стали использовать для декорирования фриз и жамб. Если подобное оформление кажется недостаточно ярким, используют разнообразные накладные украшения. Как вариант, - бронза, алебастр и многое другое. Обычно в качестве орнаментов берутся растительные узоры, изображения древнегреческих богов и муз.
Как дополнительное декорирование в восемнадцатом веке начинает использоваться бронза. В то же время складывается и технология изготовления бронзовых элементов для камина. Накладки выполняются тремя мастерами: на первом этапе - литейщиком, отливающим заготовку, затем резчиком-чеканщиком, доводящим ее до нужной формы, а в конце позолотчиком, наносящим позолоту.
Раньше технология нанесения позолоты считалась особенно вредной ля здоровья, так как для этого нужно было использовать ртуть. Сегодня применяются другие методы, более безопасные для жизни человека.
Составляющие бронзовый декор элементы по своему исполнению совпадали с такими же, которыми украшали мебель. Но не было интересного разнообразия, элементы повторяли друг друга и декор одного очага, их можно было встретить и в других мастерских. Обычно это были канонические мотивы, такие как растительный узор, кариатиды, атланты, сфинксы, сатиры и тому подобное. Красоте каминного оформления бронзовыми вставками мы обязаны таким известным французским мастерам, как Кафьери, Гутьеру, Форестье и Томиру.
Каминные облицовки, полностью выполненные из полудрагоценных камней, встретить можно гораздо реже, чем очаги, украшенные этими горными породами и минералами. С цветным камнем опасно перебрать, так как он красив уже сам по себе и при дополнительном декоре превращается в чересчур кричащий предмет интерьера.
ИСКУССТВЕННЫЙ КАМЕНЬ относится к новым материалам, так как производится современной промышленностью с девятнадцатого века. Обычно его применяют взамен настоящего по каким-то техническим или декоративным причинам. Разница между этими двумя видами материалов существует, особенно если приблизиться на ощутимое расстояние, и это условие следует учитывать при строительстве очагов. Но при этом существуют и положительные особенности искусственного камня перед естественным материалом: он гораздо легче обрабатывается и намного меньше стоит, за его счет можно уменьшить вес конструкции.
БЕТОН. Бетон – это уникальный материал, дешевый, и часто использующийся для декорирования каминных облицовок. Бетону можно придать разную конфигурацию и окрасить в любой цвет, что позволяет добиться естественности и правдивости искусственного портала. В бетон можно вмуровать ракушки, стекло и осколки мрамора, что поможет получить поверхность в стиле «терраццо».
Делая выбор в пользу той или иной каминной облицовки, нужно брать во внимание то обстоятельство, что для получения поистине качественно оформленной конструкции нужно будет вложить денежные средства, ведь хороший, пусть даже и искусственный материал, стоит определенных денежных средств. Так, для того чтобы подобрать камень для американских каминов, нужно потратить не один год. Долго укладывается и сам материал, так как нужно добиться естественного расположения камней в кладке.
Именно для отделки металл стал применяться в девятнадцатом веке, с его помощью выполняли викторианские каминные порталы и порталы в стиле модерн. Примерно в середине 19 века металл становится главным материалом, применяемым для производства каминных порталов. Такая популярность объясняется банальной дешевизной материала и его доступностью. Помимо всего прочего, методы литья стали настолько безукоризненными, что разрешали сделать любое оформление отопительной конструкции. Порталы из металла, оснащенные чугунной топкой, выполнялись в разных стилевых направлениях и стали известны именно в девятнадцатом веке. Любимым материалом металл был у архитекторов и дизайнеров двадцатого века, создающих камины в стиле модерн, Ар деко, хай тек. Сегодня металл применяют для выполнения очагов в стиле хай-тек, это креативные камины, выполненные в форме пеналов, шаров и т.п.
Применение кирпича в качестве отделочного материала обусловлено не только его невысокой стоимостью, но и разнообразием форм и цветовой гаммы, а также огнеупорными качествами. Так как кирпич невозможно разрезать, его обычно не так часто использовали для обрамления, исключение составляли фламандские кирпичные очаги. Однако уже с эпохи Возрождения кирпич использовали для строительства топливников.
При качественном выкладывании корпуса устройства порой не приходится даже декорировать очаг, например, той же штукатуркой, деревом или кафелем. Отделка печей кирпичом приветствуется в печах, устанавливаемых для обогрева хозяйственных помещений. Домашние печи оштукатуриваются либо декорируются кафелем.
Стилевые направления разных времен, правителей, архитекторов, художников, ваятелей, виртуозов прикладного искусства оставили свой след и на внешнем виде очагов: металлическая печь-буржуйка, исполненная в стиле модерн, кафельный очаг в стиле рококо, камин в стиле Людовика XVI, продолжать можно долго.
Печи и камины изменялись под воздействием модных тенденций так же, как и все остальные предметы интерьера, но стоит отметить что именно приборы отопления на фоне мебели могли смотреться несколько старомодно. И это можно объяснить, с течением времени меняются многие предметы обихода, а очаги остаются такими же, какими их сделали мастера. Печи и камины чаще всего относятся к стационарным устройствам и строятся на десятилетия.
Сегодня этим пользуются дизайнеры, продумывая интерьерное обустройство жилища, исходя из особенностей уже установленных в доме приборов отопления. Внешний вид, величины и местоположение камина или печи часто зависят от того, в каком здании они располагаются, от архитектурного положения и функционального направления постройки. Таким образом, на них также влияют на их внешний вид размеры и расположение, а также комната, в которой они устанавливаются, это может быть гостиная или столовая, кабинете или домашнем кинозале, кухня, ванна и тому подобные помещения.
Настоящих каминов в романском стиле сегодня сохранилось совсем немного. Это массивные конструкции, так как они предназначались для отопления больших комнат. Камин устанавливался у стены помещения и частично встраивался в стену. Как обязательный элемент – дымосборник. В качестве опоры использовалась каменная кладка, а также столбы и колонны. Топливо укладывалось на полукруглой площадке точно под дымосборником. Для декорирования применяли капители.
После романской эпохи пришла готика (двенадцатый – шестнадцатый века). Это время мало изменило очаги, хотя, стоит сказать, они стали более импозантными. Именно готическими камины (неоготика) стали только в восемнадцатом веке, когда этот стиль снова вошел в моду. Страной, в которой первыми появились эти камины, была Англия. После нее распространение очагов пошло уже по всей Европе. А в США неоготические камины имели успех аж до двадцатого столетия.
Печи в это время представляли прямоугольный корпус, устанавливающийся на прочный фундамент. На корпус устройства устанавливалось трюмо. Для отделки использовали кафель, а трюмо декорировали рамочным кафелем.
Для сооружения порталов использовался известняк или песчаник (однако в это время появляются уже и мраморные камины) в простой архитектуре: плоские жамбы (боковины) и антаблемент, выступающий в роли перемычки, в состав которой входит архитрава, опирающаяся на жамбы балка, а также фриз и карниз.
Карниз использовался не во всех случаях, порой он плавно переходил в компактный овермантель, представляющий шатер либо трюмо. Полки в камине того времени не были предусмотрены вовсе. Архитрав сразу переходил в педимент – декоративное трюмо. Окно топки было либо четырехугольным, либо арочным. Для украшения портала использовались валики и резьба. Узоры на поверхности готического или ренессансного типа. Особенно популярными были венецианские камины с тонкими жамбами, потихоньку переходящими в консоли. На консолях же располагался антаблемент.
В давние времена камины применялись в основном не для украшения помещения, и даже не для его нагревания, а для приготовления пищи на открытом огне. Именно поэтому очаг делали большим, вместительным, чтобы в нем можно было разместить разнообразные приспособления. К камину прилагались такое устройства как вертел и крюк для чугуна, с их использованием можно было регулировать высоту положения посуды и температуру ее нагрева. Несколько позже к ним добавилась обычная решетка и двойная решетка для рыбы.
Печи в ренессансовскую эпоху по своему исполнению напоминают готические очаги, опирающиеся на ножки или цоколе. Обычно устройства примыкают к стене жилища. Корпус печи завершается высоким симсом. Для облицовки очага использовался кафель самых разных конфигураций и параметров, некоторые элементы достигали порой восьмидесяти сантиметров. Рельефная поверхность керамики также была разнообразной.
В конце пятнадцатого века монохромную зеленую в свинцовой глазури керамику дополняет материал с полихромной росписью, выполненной по молочно-белой глазури. Востребованной в это время также становится синяя роспись. Характерны эффектные библейские, античные, аллегорические, охотничьи мотивы. Наиболее известными керамистами-печниками в это время были Вайдт Хиршфогель, Андреас Ханс Берман и швейцарское семейство Пфау.
Очаги в стиле барокко становятся еще более габаритными, монументальными и напряженными, чем камины ренессанса. Богатый орнамент их облицовок смотрится еще более глубоким и скульпутрным. Особое внимание уделяется оформлению овермантеля, порой он трансформируется в сложную архитектурную композицию, еще более сложную, чем сам камин. Хорошо проследить превращения камина в стиле позднего ренессанса в очаг в стиле барокко можно на примере портала итальянского архитектора В. Скамоцци.
Относительно кафельных печей семнадцатого века стоит сказать, что выглядят они так же, как и в эпоху ренессанса. Им также присущ прямоугольный корпус с трюмо и высокий сложный оберсимс. Однако керамика и декор уже барочные, они являются главными во всем камином ансамбле и характеризуются его настоящим украшением. Актуальны печи, повторяющие форму мебели, в них корпус постепенно переходит в трюмо. Для того чтобы изящно закончить композицию применяют купольные конструкции разнообразных конфигураций. Наиболее известны печи таких прославленных семей и отдельных художников как Лойпольды, Фесты и Пфау, Адам Фогт, Фридрих Штробель, Мельхиор Лотт, Ханс Хайнрих Граф.
2598
Печник (Москва)
Содержание:
1. Камины и печи – основной акцент2. Кафель
3. Изразцы
4. Мрамор и цветной камень
5. Дикий камень, искусственный камень и бетон
6. Горшечный камень
7. Металл
8. Штукатурка
9. Дерево
10. Кирпич
11. Мода и стили
11.1 Средневековье
11.2 XIV — XVI века
11.3 XVII век
Камины и печи – основной акцент
Камины и печи всегда были и остаются центральным звеном интерьера. Их оформлению всегда придавали самое пристальное внимание: и простом жилище, и в шикарном дворце очаги стремились украсить на самом высоком уровне, не жалея для этого денежных средств и собственных сил. Раньше при планировании дома на камин или печь выделяли столько денежных средств, сколько хватило бы на возведение небольшого здания. И дворцовые камины и вовсе стоили баснословных денег.Декорировать очаги можно самыми разными материалами: природным камнем, гранитом, мрамором, кафелем, изразцами, металлом, огнеупорным стеклом, кирпичом, бетоном, и даже деревом, конечно, если оно обработано специальными веществами и располагается достаточно далеко (на расстоянии минимум восемьдесят сантиметров) от огня.
Использование того или иного материала всегда имеет некоторые границы, так как некоторые очаги нагреваются так сильно, что выдержать высокую температуру могут не все вещества. Помимо температуры нагрева существует такой критерий как аккумуляция тепла. Аккумуляцией именуется свойство материалов накапливать тепло в своем массиве и отдавать его в помещение.
Наиболее популярными считаются кафель, печной кирпич под штукатурку, а также горшечный камень. В некоторых случаях используется типичный кирпич, изразцы и дикий камень (бут или песчаник). Дверцы очагов выполняют из чугуна или стали. Для их декорирования применяют латунь, медь, бронза, хром, никель и золото. Современные очаги оснащаются также огнеупорным стеклом.
Кафель
Камины и печи облицовывают разными типами керамического материала, но самым подходящим считается кафель. Кафель появился в на территории современной Австрии, Швейцарии и Южной Германии. Прообразом кафеля считаются «печные горшки», изготавливаться они стали примерно в седьмом веке, а стандартный тип прямоугольных плиток разных форм и размеров кафель приобрёл ближе к 14 веку.Шло время, и кафель стал постепенно распространяться по всей Европейской части как материал для оформления и повышения аккумулятивных способностей очагов. Большая часть кафельных печей приходилась на Центральную и Северную Европу, в странах этих регионов нельзя было обойтись одними каминами, - не позволял холодный климат.
После Второй Мировой войны количество предприятий, занимающихся производством кафеля резко сокращается и даже появление в восьмидесятых годах прошлого столетия новых мануфактур не изменило положительной тенденции. Так, к примеру, в Фельтене так и осталось всего лишь одно предприятие, специализирующееся на производстве кафеля, тогда как в двадцатом веке Фельт считался столицей кафеля. Причиной считается преобладание центрального отопления, а также сокращение ручного производства керамики.
Сегодня основными центрами остаются Австрия, Германия и Швейцария. Отмечают некоторые производства и в других странах, но они немногочисленны.
Кафельное производство легко объединяется в три основные группы: кустарное производство керамики, керамические художественные студии или ателье и крупные керамические мануфактуры.
Производство кафеля считается трудным процессом. Конечно, предприятия (большие и маленькие) обладают своими секретами, которые передают по наследству от одного поколения другому. Если прерывается этот процесс, то производство просто умирает. Как правило, чем больше лет самому предприятию, тем выше цениться его продукция. Если керамист только начинает работать, то он должен быть талантливым и мыслить настолько необычно, чтобы привлечь к себе внимание строгого покупателя.
В продажу кафель поступает в виде наборов, включающих элементы, с помощью которых можно полностью облицевать очаг. размеры и конфигурация кафеля могут быть разными и предстаалять элементы от нескольких сантиметров до метра.
Стандартным размером сегодня считаются плиты двадцать два на двадцать два сантиметра. Вообще, такой размер был давно уже принят в Германии и стал международным. Также популярны следующие размеры: 20х25, 22х25, 22Х28. сантиметров.
Кафель размером 16,5х16,5 сантиметров в мире называют «русским кафелем». Это довольно компактная плитка, которая также используется для оформления печей и каминов. До Октябрьской революции Россия считалась одним из крупнейших поставщиков материала на мировой рынок.
Стандартный набор кафеля насчитывает 4 элемента: базовый (плитка полного размера), половинный, лизена (специальный угловой элемент) и симс (карниз или бордюр). Взамен лизен могут использоваться срезанные на торцах под углом в сорок пять градусов базы или целые углы. Для того чтобы лизены и симсы могли использоваться в разных коллекциях, их часто делают нейтральными по стилевому направлению. Помимо этого, существуют дополнительные элементы: накрывные, доборы и т.п. Для внешнего визуального восприятия используется роспись, глазурь и накладные рельефы.
Производители кафеля, которые занимаются выпуском этого материала десятилетиями, обладают традиционными коллекциями, которые могут копироваться и у других керамистов. Такие коллекции называются «стилизациями». Особенной редкостью считается кафель, выполненный для индивидуального очага, и в других печах и каминах более не повторяется.
В нашей стране кафель именуется «изразцом», а изазец, напротив, - кафелем. Кафель начали импортировать в Россию уже в пятнадцатом веке, бытует мнение, что завоз материала производится через Псков. В семнадцатом веке началось массовое производства изразца. Как правило, это были небольшие кустарные мастерские, занимающиеся выпуском кафеля, скопированного в западноевропейском стиле или выполненного в псевдорусском направлении. В то время качество выполняемого материала были невысоким, причиной этому считалось сырье низкого качества и отсутствие конкуренции. Наиболее известными работами керамистов того времени считаются печи и камины художников А.Я. Головина и М.А. Врубеля, работавших в гончарной мастерской С.И. Мамонтова в подмосковном Абрамцеве.
Изразцы
Изразцы не используют для облицовки печей, но их можно применять для декорирования каминов. При этом следует брать во внимание, что поверхность очага не должна сильно нагреваться.Внешне изразец представляет гладкую плитку прямоугольной или квадратной формы, толщина которой может варьировать в пределах пяти – двадцати миллиметров. Материал применяется для облицовки внутренних стен (карлаж), полов (напольный изразец) или фасадов домов (фасадный изразец).
Традиционные размеры составляют от 8х8 см до 15х15 сантиметров. интересен последний размер (15 на 15), иначе он еще именуется «королевским», исходя из больших габаритов материала.
Изразец для печей и каминов стали использовать в семнадцатом веке в Голландии, после чего эту традицию переняли и другие европейские страны. В прошлом веке очаги отделывали изразцами полностью, причем, не пропускали даже топливник. Изразцами покрывали даже стены, около которых размещалась печь.
С конца восемнадцатого века и до середины 19 века взамен изразцов стали использовать мрамор, но примерно с 40-х годов девятнадцатого века изразец снова становится востребованным. В Великобритании боковые части очагов декорировались изразцовыми панно, состоящими из пяти плиток, такое оформление стало обязательной частью каминного портала. Некоторые дизайнеры любят использовать изразцы для декорирования очагов в стиле арт-нуво.
Мрамор и цветной камень
Мрамор считается одним из самых подходящих и самых коварных отделочных материалов, применяемых для облицовки каминов. Порталы из мрамора должны быть выполнены не просто хорошо, а безупречно, так как всего лишь небольшая ошибка и очаг превращается в чудовище.Мрамором начали окаймлять каминные проёмы еще со времён Ренессанса, он и сегодня остается самым благородным материалом, любимым многими мастерами и используемым не только для оформления, но и в других целях. Мрамор - дорогой материал, он вызывает особенное отношение, - внушает презентабельность и серьезность. Имеется несколько пород мрамора самых разных оттенков, но каждая эпоха предпочитала свою определенную цветовую гамму. Так, например, классицизм у нас всегда ассоциируется с белым мрамором.
Известность материала не вызывает сомнений, недаром некоторые материалы целенаправленно делают под мрамор с использованием штукатурки или красок. В настоящее время производители используют машинную обработку материала, с помощью которой все работы проводятся быстро даже выполнение глубокой резьбы не вызывает сложности, но при этом массовое производство таких порталов не может сравниться с ручной обработкой материала. Настоящие мастера вкладывают душу в изготовление мраморных порталов, которые нельзя впоследствии будет увидеть у других владельцев очагов, такие облицовки обычно выполняются в единственном варианте. Для добавочных декоративных составляющих в мраморных облицовках применяют тот же самый мрамор, но контрастных тонов, а также ониксы, полудрагоценные камни и бронзу. Мрамор расписывают с использованием особенных методов нанесения красок.
Самым ценным украшением любого камина считается скульптурная резьба, для которой обычно используют белый статуарный и серый каррарский мрамор, так как они проще всего режутся. Помимо всего прочего, резьба эффектно смотрится именно на этих сортах мрамора, чего не скажешь о цветных сортах породы.
Импозантность строгой каминной облицовке придают цветные вставки из мрамора или вставки из белого статуарного материала. такой способ более экономичный, чем описанная выше резьба. Сначала (а особенно в восемнадцатом – девятнадцатом веках) цветной мрамор применяли для инструктации бленд, а несколько позже его стали использовать для декорирования фриз и жамб. Если подобное оформление кажется недостаточно ярким, используют разнообразные накладные украшения. Как вариант, - бронза, алебастр и многое другое. Обычно в качестве орнаментов берутся растительные узоры, изображения древнегреческих богов и муз.
Как дополнительное декорирование в восемнадцатом веке начинает использоваться бронза. В то же время складывается и технология изготовления бронзовых элементов для камина. Накладки выполняются тремя мастерами: на первом этапе - литейщиком, отливающим заготовку, затем резчиком-чеканщиком, доводящим ее до нужной формы, а в конце позолотчиком, наносящим позолоту.
Раньше технология нанесения позолоты считалась особенно вредной ля здоровья, так как для этого нужно было использовать ртуть. Сегодня применяются другие методы, более безопасные для жизни человека.
Составляющие бронзовый декор элементы по своему исполнению совпадали с такими же, которыми украшали мебель. Но не было интересного разнообразия, элементы повторяли друг друга и декор одного очага, их можно было встретить и в других мастерских. Обычно это были канонические мотивы, такие как растительный узор, кариатиды, атланты, сфинксы, сатиры и тому подобное. Красоте каминного оформления бронзовыми вставками мы обязаны таким известным французским мастерам, как Кафьери, Гутьеру, Форестье и Томиру.
Каминные облицовки, полностью выполненные из полудрагоценных камней, встретить можно гораздо реже, чем очаги, украшенные этими горными породами и минералами. С цветным камнем опасно перебрать, так как он красив уже сам по себе и при дополнительном декоре превращается в чересчур кричащий предмет интерьера.
Дикий камень, искусственный камень и бетон
К дикому камню относят такие горные породы как известняк, песчаник, доломит, ракушечник, гальку, сланец и бутовый камень. Они также повсеместно используются для оформления каминов. Если ранее они применялись для декорирования очагов в рустикальном стиле, то сегодня этот материал можно встретить в других отопительных конструкциях. До Ренессанса дикий камень был единственным, с его помощью строили все камины и он пользовался широкой известностью у архитекторов и дизайнеров.ИСКУССТВЕННЫЙ КАМЕНЬ относится к новым материалам, так как производится современной промышленностью с девятнадцатого века. Обычно его применяют взамен настоящего по каким-то техническим или декоративным причинам. Разница между этими двумя видами материалов существует, особенно если приблизиться на ощутимое расстояние, и это условие следует учитывать при строительстве очагов. Но при этом существуют и положительные особенности искусственного камня перед естественным материалом: он гораздо легче обрабатывается и намного меньше стоит, за его счет можно уменьшить вес конструкции.
БЕТОН. Бетон – это уникальный материал, дешевый, и часто использующийся для декорирования каминных облицовок. Бетону можно придать разную конфигурацию и окрасить в любой цвет, что позволяет добиться естественности и правдивости искусственного портала. В бетон можно вмуровать ракушки, стекло и осколки мрамора, что поможет получить поверхность в стиле «терраццо».
Делая выбор в пользу той или иной каминной облицовки, нужно брать во внимание то обстоятельство, что для получения поистине качественно оформленной конструкции нужно будет вложить денежные средства, ведь хороший, пусть даже и искусственный материал, стоит определенных денежных средств. Так, для того чтобы подобрать камень для американских каминов, нужно потратить не один год. Долго укладывается и сам материал, так как нужно добиться естественного расположения камней в кладке.
Горшечный камень
Горшечный камень – необычный материал, он характеризуется отличными теплонакопительным свойствами, приятной текстурой, легкостью исполнения и разнообразием конфигураций. Научное название минерала – стеатит. Некоторые называют его талькум, тальковый камень, жирный камень, мыльный камень, горшечный камень, лава-камень, пьетра олларе и т.д. Встречается в месторождениях Европы и Северной Америки. Разнообразна цветовая палитра камня: белый, жёлтый, зелёный, красный, розовый, охра, чёрный и другие, но самый распространенный – серый в разнообразных оттенках.Металл
Металл использовался в строении каминов и печей давно. Из этого материала полностью выполняются печи-буржуйки, чугунные ножки и основания переносных очагов, чугунные и стальные печные дверцы, каминные решётки, подставки для дров, каминные плиты и жаровни, бронзовый декор и скульптура на мраморных порталах и т.д.Именно для отделки металл стал применяться в девятнадцатом веке, с его помощью выполняли викторианские каминные порталы и порталы в стиле модерн. Примерно в середине 19 века металл становится главным материалом, применяемым для производства каминных порталов. Такая популярность объясняется банальной дешевизной материала и его доступностью. Помимо всего прочего, методы литья стали настолько безукоризненными, что разрешали сделать любое оформление отопительной конструкции. Порталы из металла, оснащенные чугунной топкой, выполнялись в разных стилевых направлениях и стали известны именно в девятнадцатом веке. Любимым материалом металл был у архитекторов и дизайнеров двадцатого века, создающих камины в стиле модерн, Ар деко, хай тек. Сегодня металл применяют для выполнения очагов в стиле хай-тек, это креативные камины, выполненные в форме пеналов, шаров и т.п.
Штукатурка
Штукатурка во все времена была и остается одним из главных отделочных материалов для печей. Дело в том, что керамику могли себе позволить не все владельцы очагов. Использовалась она и для декорирования каминов, при этом оштукатуривался не только овермантель, но и весь массив прибора отопления. Такие камины иначе еще называются «скульптурными» и были в большом почете в прошлом веке.Дерево
Конечно, дерево не самый хороший вариант в плане декорирования опасных печей и каминов, но оно используется в этом направлении довольно давно. Каминные порталы из дерева также встречаются во многих стилях, так как по своим декоративным характеристикам днрево порой превосходит многие остальные материалы. Для выполнения каминных порталов используется как мягкая, так и твердая древесина. Такие твердые породы деревьев, к примеру, как дуб или махагон красивы уже от природы, поэтому для их применения не нужно производить какую-то дополнительную обработку, тогда как мягкие сорта (ели и сосна) требуют предварительного вмешательства и применяются как основа, при этом поверхность обрабатывается специальными веществами.Кирпич
Кирпич как материал использовали для декорирования печей и каминов издавна. Выделяют традиционный материал, применяемый для строительства, а также декоративный. Как правило, мрамор и дикий камень стоят довольно больших денег, поэтому им нашли альтернативу в виде дешевого кирпича. Конкуренцию ему мог составить только искусственный камень.Применение кирпича в качестве отделочного материала обусловлено не только его невысокой стоимостью, но и разнообразием форм и цветовой гаммы, а также огнеупорными качествами. Так как кирпич невозможно разрезать, его обычно не так часто использовали для обрамления, исключение составляли фламандские кирпичные очаги. Однако уже с эпохи Возрождения кирпич использовали для строительства топливников.
При качественном выкладывании корпуса устройства порой не приходится даже декорировать очаг, например, той же штукатуркой, деревом или кафелем. Отделка печей кирпичом приветствуется в печах, устанавливаемых для обогрева хозяйственных помещений. Домашние печи оштукатуриваются либо декорируются кафелем.
Мода и стили
Что такое красота, в разные эпохи понимали по разному.Стилевые направления разных времен, правителей, архитекторов, художников, ваятелей, виртуозов прикладного искусства оставили свой след и на внешнем виде очагов: металлическая печь-буржуйка, исполненная в стиле модерн, кафельный очаг в стиле рококо, камин в стиле Людовика XVI, продолжать можно долго.
Печи и камины изменялись под воздействием модных тенденций так же, как и все остальные предметы интерьера, но стоит отметить что именно приборы отопления на фоне мебели могли смотреться несколько старомодно. И это можно объяснить, с течением времени меняются многие предметы обихода, а очаги остаются такими же, какими их сделали мастера. Печи и камины чаще всего относятся к стационарным устройствам и строятся на десятилетия.
Сегодня этим пользуются дизайнеры, продумывая интерьерное обустройство жилища, исходя из особенностей уже установленных в доме приборов отопления. Внешний вид, величины и местоположение камина или печи часто зависят от того, в каком здании они располагаются, от архитектурного положения и функционального направления постройки. Таким образом, на них также влияют на их внешний вид размеры и расположение, а также комната, в которой они устанавливаются, это может быть гостиная или столовая, кабинете или домашнем кинозале, кухня, ванна и тому подобные помещения.
Средневековье
Камины и печи, которые мы привыкли видеть сегодня, появились в двенадцатом веке. В Европе в то время процветал романский стиль. Это направление можно проследить в строящихся тогда зданиях – тяжелых, массивных, но при этом довольно простых и великолепных. В верхней части зданий устанавливались мощные башни, которые перемежались колоннами, столбами. Характерной особенностью считаются круглые арки, орнаменты и скульптура. Романский стиль считается практичным, но в то же время красивых и эффектных. Предметы интерьера, устанавливающиеся в домах. Должны были радовать глаз и выполнять определенную функциональную роль.Настоящих каминов в романском стиле сегодня сохранилось совсем немного. Это массивные конструкции, так как они предназначались для отопления больших комнат. Камин устанавливался у стены помещения и частично встраивался в стену. Как обязательный элемент – дымосборник. В качестве опоры использовалась каменная кладка, а также столбы и колонны. Топливо укладывалось на полукруглой площадке точно под дымосборником. Для декорирования применяли капители.
После романской эпохи пришла готика (двенадцатый – шестнадцатый века). Это время мало изменило очаги, хотя, стоит сказать, они стали более импозантными. Именно готическими камины (неоготика) стали только в восемнадцатом веке, когда этот стиль снова вошел в моду. Страной, в которой первыми появились эти камины, была Англия. После нее распространение очагов пошло уже по всей Европе. А в США неоготические камины имели успех аж до двадцатого столетия.
Печи в это время представляли прямоугольный корпус, устанавливающийся на прочный фундамент. На корпус устройства устанавливалось трюмо. Для отделки использовали кафель, а трюмо декорировали рамочным кафелем.
XIV — XVI века
Эпоха четырнадцатого – шестнадцатого века характеризуется наличием готических мотивов и утверждением ренессанса, под воздействием которого уже закладываются основы классической облицовки, которую мы привыкли видеть сегодня.Для сооружения порталов использовался известняк или песчаник (однако в это время появляются уже и мраморные камины) в простой архитектуре: плоские жамбы (боковины) и антаблемент, выступающий в роли перемычки, в состав которой входит архитрава, опирающаяся на жамбы балка, а также фриз и карниз.
Карниз использовался не во всех случаях, порой он плавно переходил в компактный овермантель, представляющий шатер либо трюмо. Полки в камине того времени не были предусмотрены вовсе. Архитрав сразу переходил в педимент – декоративное трюмо. Окно топки было либо четырехугольным, либо арочным. Для украшения портала использовались валики и резьба. Узоры на поверхности готического или ренессансного типа. Особенно популярными были венецианские камины с тонкими жамбами, потихоньку переходящими в консоли. На консолях же располагался антаблемент.
В давние времена камины применялись в основном не для украшения помещения, и даже не для его нагревания, а для приготовления пищи на открытом огне. Именно поэтому очаг делали большим, вместительным, чтобы в нем можно было разместить разнообразные приспособления. К камину прилагались такое устройства как вертел и крюк для чугуна, с их использованием можно было регулировать высоту положения посуды и температуру ее нагрева. Несколько позже к ним добавилась обычная решетка и двойная решетка для рыбы.
Печи в ренессансовскую эпоху по своему исполнению напоминают готические очаги, опирающиеся на ножки или цоколе. Обычно устройства примыкают к стене жилища. Корпус печи завершается высоким симсом. Для облицовки очага использовался кафель самых разных конфигураций и параметров, некоторые элементы достигали порой восьмидесяти сантиметров. Рельефная поверхность керамики также была разнообразной.
В конце пятнадцатого века монохромную зеленую в свинцовой глазури керамику дополняет материал с полихромной росписью, выполненной по молочно-белой глазури. Востребованной в это время также становится синяя роспись. Характерны эффектные библейские, античные, аллегорические, охотничьи мотивы. Наиболее известными керамистами-печниками в это время были Вайдт Хиршфогель, Андреас Ханс Берман и швейцарское семейство Пфау.
XVII век
Семнадцатый век – это время барокко. Направление стало формироваться в Италии уже в 16 веке. Характерными особенностями были великолепные архитектурные формы, одетые в роскошный скульптурный декор. После Италии барокко попадает во Францию и становится очень известным, но здесь он отличается более скромными чертами. Во второй половине семнадцатого века стиль ратифицируется в Германии, а в конце семнадцатого века – в Англии.Очаги в стиле барокко становятся еще более габаритными, монументальными и напряженными, чем камины ренессанса. Богатый орнамент их облицовок смотрится еще более глубоким и скульпутрным. Особое внимание уделяется оформлению овермантеля, порой он трансформируется в сложную архитектурную композицию, еще более сложную, чем сам камин. Хорошо проследить превращения камина в стиле позднего ренессанса в очаг в стиле барокко можно на примере портала итальянского архитектора В. Скамоцци.
Относительно кафельных печей семнадцатого века стоит сказать, что выглядят они так же, как и в эпоху ренессанса. Им также присущ прямоугольный корпус с трюмо и высокий сложный оберсимс. Однако керамика и декор уже барочные, они являются главными во всем камином ансамбле и характеризуются его настоящим украшением. Актуальны печи, повторяющие форму мебели, в них корпус постепенно переходит в трюмо. Для того чтобы изящно закончить композицию применяют купольные конструкции разнообразных конфигураций. Наиболее известны печи таких прославленных семей и отдельных художников как Лойпольды, Фесты и Пфау, Адам Фогт, Фридрих Штробель, Мельхиор Лотт, Ханс Хайнрих Граф.
(Нет голосов) |
2598
Печник (Москва)