02.12.2015
2500
Печник (Москва)
2. XIX и XX века
3. Печные и каминные аксессуары
Местом появления стиля рококо считается Франция. Существование рококо в Зарубежной Европе недолго, всего лишь первая половина восемнадцатого века. Именно в это время мода полностью поворачивается к Версалю, в котором правит Людовик Пятнадцатый. Правитель Франции и Маркиза де Помпадур отдавали предпочтение комфортной жизнью, окружали себя элегантными вещами и развлечениями. Слишком трагичный барокко не удовлетворят их предпочтений. Согласно вызову новейшего периода лидирующую позицию получает яркий, блестящий, искрящийся рококо.
Отметим, что более четкую характеристику данному стилю представил Коник-Винер. Вот что он пишет: «Рококо считает главным в жизни праздник, утончённое наслаждение и любовь с её для наших понятий аффектированной, а для того времени — утончённой чувствительностью. Не встречаешь ни одной прямой линии в этом орнаменте, его красоту составляет богатство движения само по себе…
Отдельные мотивы — гении, звери, вазы, наполненные цветами рога изобилия, растения и гирлянды соединяются с ними в пёстром богатстве. В свою очередь сами вазы изогнуты, как ветки, гении движутся в почти невозможным поворотах, рога изобилия скручены. Каждый отдельный мотив изящно изогнут, как сама ветка, которая разбивается на тысячи отдельных веточек и переплетается с ними. Утварь, даже та, которая требует самой строго целесообразной формы, становится простым орнаментом. Каминная решётка утратила совсем ясность своего назначения и обратилась просто в орнамент, стоящий перед таким же, как она, орнаментальным камином. Назначение решётки самое простое — стоять твёрдо, потому что она держит горящее полено. Рококо затушёвывает почти гениальным образом ясное выражение даже такой простой функции. Глядя на этот предмет, не замечаешь, как он стоит».
В период стиля рококо камины и печи характеризуются гораздо меньшими масштабами, выполняются в роскошных нежных образах, направления искажаются, углы закругляются, плоскости облицовки украшаются утонченно переплетающимися орнаментами цветов, морскими элементами, преимущество отдаётся ясным спокойным тонам.
В моду входит печная мебель, в особенности кафельные очаги с конусным верхом. Печи такого типа устанавливаются на ножки. Особой известностью пользуются печи фигурного образца и печи-комоды.
Разговаривая сегодня о стилях 18 столетия, невозможно никак не отметить известное семейство Майеров. Семья Майеров из Швеции считались самым знаменитым в обществе кланом керамистов, специализировавшихся на изразцовых печах. Отметить еще можно керамистов Пфау, которые также жили в Швеции.
Членов семейства Майеров существовало, таким образом, большое количество (почти все они носили одно имя Даниэль), поэтому-то в настоящее время нельзя установить, кому из них относится та или иная работа. Однако, если упускать эти особенности, все до единой печи от семейства Майеров считаются истинными произведениями искусства, как в техническом, так и в дизайнерском направлении.
Выполнять свои очаги Майеры начали во время процветания стиля режанс (пятнадцатый – двадцать третий годы восемнадцатого столетия). Именно в это время во главе государства стоял Филипп Орлеанский. Направление данного стиля пропагандировало барокко и исключало классические формы в печном строительстве. Здесь имело место применение крупного рельефного кафеля. Майеры же пошли своим путем, используя гладкий кафель, декорированный красивой росписью.
Стиль Майеров славится своим великолепием и индивидуальностью. Увидев печи один раз, их уже не перепутаешь с другими приборами отопления.
Печи от Майеров отличаются наличием двух составляющих: нижнего корпуса (обычно прямоугольной формы) и верхнего трюмо, обычно меньших размеров. Запоминается эффектное завершение очага: вазы, фонарики и т.п. Печь, так или иначе, напоминает буфет, поставленный на ножки. Майеровские печи строились с использованием гладкой керамики самой разнообразной формы и размеров (в этом случае небольшой элемент чередуется с крупным, оформленным полихромным узором). В очагах применяется пышная рама, а центральной темой является пейзаж или библейский сюжет. Один только кафель печей это уже настоящее произведение искусства.
В нашей же стране в 18 веке популярным был стиль дельфт. В дворцах Петербурга того времени сооружаются колоссальные многоярусные кафельные печи (чаще всего просто декоративные), оформленные с использованием кабальтовой росписи. Такая роспись отличается использованием определенных элементов: пастухов и пастушек, дам и кавалеров, морского и сельского пейзажа, а также сюжетов из греческой мифологии и т.п.
Вторым по значимости стилем восемнадцатого столетия считается неоклассицизм, определившийся к середине 18 века в двух странах Зарубежной Европы: в Италии и Англии. Неоклассицизм очень быстро распространяется по всей Европе, а также перекочевывает и в Северную Америку. Стиль просуществовал до 30-х годов девятнадцатого века и имел несколько течений, так, например, были востребованы направление Людовика XVI, неогреческий стиль, ампир, стиль Адама и т.д. Художники и архитекторы, работавшие в этом направлении, свой отчет находили в античности. Очаги, выполненные в неоклассическом варианте, характеризуются простыми элегантными линиями и, как правило, классическим оформлением: пальмовые и акантовые листья, розетки, пилястры, капители, львиные головы и лапы, химеры и герии, урны, позолоченная бронза. Преобладающий цвет – белый.
Ведя разговор о неоклассических каминах, стоит несколько слов сказать о шотландском архитекторе Роберте Адаме, самом известном художнике в каминном искусстве. Адам пропагандировал единство всех составляющих интерьер помещения вещей, причисляя очаг к самостоятельным, но, в то же время, взаимосвязанным с остальными предметами, единицей. Идеи он брал в античном искусстве Италии, в которой прожил некоторое время, занимаясь изучением рисунка и архитектуры.
Адам провел просто колоссальную работу и сделал каминный портал совершенным. Для украшения облицовки художник использовал пилястры или колонны ионического и коринфского ордеров. В качестве орнамента Адам применял растительные мотивы и ионики. Взамен тонкой резьбы бралась классическая пастораль. Камины известного художника отличались своей красотой и легкостью, неповторимым сочетанием цветов и симбиозом разнообразных материалов. Выполненные художником камины характеризуются искусным оформлением и экстравагантностью, которые не смогли повторить другие мастера. Конечно, такие произведения искусства стали эталоном каминной архитектуры.
Общие тенденции моды задевают и печное искусство, однако и в этом направлении не появляется ничего существенно нового, так как подходит к концу организация основ, которым придерживаются современные печники.
Подробнее. В начале девятнадцатого века практически вся Зарубежная Европа находилась под прямым влиянием императора Наполеона и его личных архитекторов Персье и Фонтена. Именно благодаря им, в это время утверждается стиль ампир, который считается продолжением неоклассицизма. Ампир распространяется практически по всей Европе и достигает России. Очаги декорируются в стиле Людовика Шестнадцатого, но становятся более авантажными. Помимо всего прочего, к оформлению добавляются военные и египетские мотивы.
Стоит отметить, что если в начале девятнадцатого века в Европе доминирует стиль ампир, но в Великобритании было популярным несколько иное направление неоклассицизма, которое известно нам под названием «регентство». Этот стиль был модным в период регентства Георга IV. Порталы характеризуются своей простотой и отличаются использованием плоских прямоугольных жамб, фризов. Главным в оформлении каминов являются профили-валики, розетки или медальоны по углам под полкой. Темы, правильнее сказать, были больше греческими, чем римскими, но также встречаются также китайские и египетские мотивы. Каминная полка выполняется более широкой, так, чтобы на ней можно было поставить аксессуары (часы, подсвечники, лампы). Для строительства очагов используется мрамор кремового, жёлтого, серого и белого оттенков. Но это в дворцах знати, в домах простых людей каминные порталы мастерились из дерева, декорированного под мрамор.
Следующим направлением неоклассицизма является бидермайер. Бидмайером именуется декоративный стиль, популярный в первой половине девятнадцатого столетия. Очаги, выполненные в этом направлении, выделяются своей соразмерностью, тривиальными и четкими изогнутыми линиями, акцентно тонкими и плавными, что позволяет им быть похожими на современные камины. В качестве орнаменты применялись цветочные мотивы.
Во второй половине девятнадцатого века модным был стиль Наполеона Третьего (стиль второй империи). Это направление считалось прерогативой быстро разбогатевших людей низких сословий. Стиль стал известен, международным выставкам в Париже, проходивших в 1855 и 1867 годах. Стандартным примером таких каминов являются очаги из особняка мадам де ля Пэйва.
По количеству лишних декоративных элементов со стилем Наполеона III мог еще сравниться викторианский стиль. Каминные порталы викторианских отопительных устройств реализовывали, как правило, из дикого камня, дерева или чугуна, в некоторых случаях это был мрамор, но он использовался реже. Нормальным было применение чугунного литья, при этом топливник с колосниковой решёткой, поддувало и козырёк дымосборника были монолитной конструкцией, а керамическая плитка была выполнена в виде узких панно, расположенных по бокам топливника.
Искусно выполненный овермантель дополнялся множеством разнообразных деталей: полок, ящичков, зеркал, карнизов, декоративных панно и каминных аксессуаров. В других странах этот направление, исключение составляют от камины Адама, не получило широкое распространение. И только в США широко применялся описанный стиль, так как американцы во многих вещах руководствовались английской модой.
Вторая половина девятнадцатого века в Англии характеризуется появлением самобытного национального стиля, в истории именующегося «движение искусств и ремёсел», колоссальную известность он снискал также в Америке. Родоначальником течения был дизайнер Уильям Моррис, который, как и его последователи, искали вдохновение, в основном, в средневековом искусстве, а также увлекались и восточными темами. Построенные ими очаги индивидуальны и не похожи, они своеобразны, но Камины функциональны и выполнены с потрясающе скрупулезной проработкой всех элементов. Единым является использование материала. в этом случае дикий камень, декоративный кирпич, медь, чугунное литьё и изразцы.
С конца девятнадцатого века и до начала I Мировой войны в Европе становится популярным стиль ар нуво. Сочетание «ар нуво», а в переводе с французского это звучит как «новое искусство», ввели англичане. Французы же довольно долго именовали это направление на английский лад — «моден стайл». Как вариант, такие названия как «модерн» (Россия), «югендштиль» (Германия), «либерти» (Италия), «модерниста» (Испания) и «стиль Тиффани» (США). Возникнул ар нуво в Великобритании и корнями своими уходит к движению искусств и ремёсел. Как правило, ар нуво можно было проследить в декорировании предметов интерьера. ему была присуща неимоверная асимметричность, волнистость и неясность форм. Любимыми орнаментальными темами считался растительный орнамент в виде стеблей растений, языков пламени, волн в виде женских фигуры с распущенными волосами. Имело место и прямолинейное направление.
Очагов, выполненных стиле ар нуво, сегодня сохранилось совсем немного, и объяснение такому явлению кроется не только во временных рамках, но и в используемом для строительства недолговечном дереве. Гораздо больше сохранилось печей того времени.
Ар нуво и движение искусств и ремёсел плавно переходит в двадцатый век и остается популярным еще примерно двадцать лет. Кроме этого направления в двадцатом веке, можно отметить ещё только два стиля, оказавших сильнейшее влияние оформление каминов и печей, и это Ар деко и интернациональный стиль.
Стиль Ар деко (от французского «arts decoratifs») является декоративным направлением, пришедшим на смену ар нуво. Ар деко сберег большую часть особенностей предыдущего стиля, он был таким же бессистемным и хаотичным, однако гораздо больше внимания в нем уделялось эстетическому аспекту. Стиль запрашивал большей изысканности и симметричности, элементарной геометрии конфигураций, но при этом утонченной орнаментальности. Ар деко был очень известным, начиная с середины двадцатых и до сороковых годов двадцатого столетия. Стоит отметить, что очагов в то время строили немного. Сегодня можно встретить качественные стилизации каминов ар деко, чем настоящих оригиналов того времени.
В двадцатом веке намного больше, если срвнивать с очагами ар деко, было возведено каминов в интернациональном стиле. Им соответствовали такие характерные черты как солидные размеры, асимметрия, кубические конфигурации, исключение любого орнаментального декора и профилей, применение природного камня, стекла, бетона, металла и кирпича. Наиболее любопытными, без сомнения, считаются произведения известного американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Его воздействие на внешний вид современного каминного портала невозможно недооценить. В истории каминостроения это очаги Виньолы, Пиронези, Адама, майеровской печи или печи Пфау.
Каминные экраны. Эти приспособления размещались перед каминами и печами и выполняли надежную защиту от жара, идущего из топливной камеры. Примерно с середины семнадцатого столетия экраны считались обязательным атрибутом всей интерьерной составляющей помещения. Габариты напрямую зависели от размеров очагов, перед которыми они устанавливались, однако нечасто выполнялись более двух метров в высоту и метра сорока - в ширину. Для изготовления экранов использовалось дерево, поэтому устанавливали их на расстоянии одного метра от камина. В то время, пока камин не функционировал, экраны ставили практически вплотную. Подобным способом закрывали от глаз неаккуратно смотревшуюся, загрязненную сажей топливную камеру и исключали образование сквозняков из дымоходной трубы.
Искрозащитные экраны представляют сетки из металла или стеклянные экраны, устанавливающиеся непосредственно перед каминной топкой для защиты от выпадающих из неё угольков и искр. Временами для этого топку камина завешивали металлическими цепочками.
Декоративные дверцы-шторки, именующиеся фортюрами и рортюрами. Использовали для закрывания дверок или выходных отверстий для тёплого воздух. Традиционные открытые камины закрывают фортюрами, чтобы не было сквозняка из дымохода, а также для того, чтобы не видеть запачканную сажей топку, когда в ней не горит огонь.
Каминные решётки представляют железные приспособления, на которые в очагах укладывается топливо: дрова или уголь. Каминные решётки выполняются в виде несложных колосников или корзин. Для того чтобы положение устройтсва было устойчивым, используются прочные железные опоры, которые в каминостроении именуются «собаками» либо «шене».
Еще один элемент – каминная плита, устанавливающаяся вдоль задней топливной стенки. Плиты выполняет сразу несколько задач: защита от перегрева, теплонакопитель, исключение обзора на сажное пятно, а также декорирование прибора отопления.
Каминные и печные бленды представляют декоративные рамы для топливных проемов и прикрытия рефракторных швов. Для их изготовления применяют чугун, сталь, латунь либо медь. Если вы используете обычный классический портал, который отличается большими, чем сам проем размерами, то бленду нужно сделать достаточной ширины, такой, чтобы она заполняла все пространство.
Камины и печи конвекционного образца оборудуются особенными вентиляционными решётками, выполняющими в то же время и декорирование очага.
Для раздувания огня применяют меха или буфаду. Буфаду – длинная тонкая трубка, оснащенная деревянным или металлическим мундштуком.
Каминный гарнитур — это полноценный комплект инструментов для сервиса камин. Набор содержит кочергу, щипцы, щётку для золы, а также совок для золы и дровницу. Примерно в прошлом веке камины, устанавливающиеся в дворцах знати, выполняли более декоративную функцию, чем задачу поддержания огня.
2500
Печник (Москва)
Содержание:
1. XVIII век2. XIX и XX века
3. Печные и каминные аксессуары
XVIII век
В восемнадцатом веке в Германии, Австрии, Голландии, Италии России востребованными остаются камины в стиле барокко, а также его различные вариации. Например, очаги в стиль королевы Анны (Англия), стилевое направление Людовика XIV и режанс (Франция). В это же время появляются новые стили — рококо и неоклассицизм.Местом появления стиля рококо считается Франция. Существование рококо в Зарубежной Европе недолго, всего лишь первая половина восемнадцатого века. Именно в это время мода полностью поворачивается к Версалю, в котором правит Людовик Пятнадцатый. Правитель Франции и Маркиза де Помпадур отдавали предпочтение комфортной жизнью, окружали себя элегантными вещами и развлечениями. Слишком трагичный барокко не удовлетворят их предпочтений. Согласно вызову новейшего периода лидирующую позицию получает яркий, блестящий, искрящийся рококо.
Отметим, что более четкую характеристику данному стилю представил Коник-Винер. Вот что он пишет: «Рококо считает главным в жизни праздник, утончённое наслаждение и любовь с её для наших понятий аффектированной, а для того времени — утончённой чувствительностью. Не встречаешь ни одной прямой линии в этом орнаменте, его красоту составляет богатство движения само по себе…
Отдельные мотивы — гении, звери, вазы, наполненные цветами рога изобилия, растения и гирлянды соединяются с ними в пёстром богатстве. В свою очередь сами вазы изогнуты, как ветки, гении движутся в почти невозможным поворотах, рога изобилия скручены. Каждый отдельный мотив изящно изогнут, как сама ветка, которая разбивается на тысячи отдельных веточек и переплетается с ними. Утварь, даже та, которая требует самой строго целесообразной формы, становится простым орнаментом. Каминная решётка утратила совсем ясность своего назначения и обратилась просто в орнамент, стоящий перед таким же, как она, орнаментальным камином. Назначение решётки самое простое — стоять твёрдо, потому что она держит горящее полено. Рококо затушёвывает почти гениальным образом ясное выражение даже такой простой функции. Глядя на этот предмет, не замечаешь, как он стоит».
В период стиля рококо камины и печи характеризуются гораздо меньшими масштабами, выполняются в роскошных нежных образах, направления искажаются, углы закругляются, плоскости облицовки украшаются утонченно переплетающимися орнаментами цветов, морскими элементами, преимущество отдаётся ясным спокойным тонам.
В моду входит печная мебель, в особенности кафельные очаги с конусным верхом. Печи такого типа устанавливаются на ножки. Особой известностью пользуются печи фигурного образца и печи-комоды.
Разговаривая сегодня о стилях 18 столетия, невозможно никак не отметить известное семейство Майеров. Семья Майеров из Швеции считались самым знаменитым в обществе кланом керамистов, специализировавшихся на изразцовых печах. Отметить еще можно керамистов Пфау, которые также жили в Швеции.
Членов семейства Майеров существовало, таким образом, большое количество (почти все они носили одно имя Даниэль), поэтому-то в настоящее время нельзя установить, кому из них относится та или иная работа. Однако, если упускать эти особенности, все до единой печи от семейства Майеров считаются истинными произведениями искусства, как в техническом, так и в дизайнерском направлении.
Выполнять свои очаги Майеры начали во время процветания стиля режанс (пятнадцатый – двадцать третий годы восемнадцатого столетия). Именно в это время во главе государства стоял Филипп Орлеанский. Направление данного стиля пропагандировало барокко и исключало классические формы в печном строительстве. Здесь имело место применение крупного рельефного кафеля. Майеры же пошли своим путем, используя гладкий кафель, декорированный красивой росписью.
Стиль Майеров славится своим великолепием и индивидуальностью. Увидев печи один раз, их уже не перепутаешь с другими приборами отопления.
Печи от Майеров отличаются наличием двух составляющих: нижнего корпуса (обычно прямоугольной формы) и верхнего трюмо, обычно меньших размеров. Запоминается эффектное завершение очага: вазы, фонарики и т.п. Печь, так или иначе, напоминает буфет, поставленный на ножки. Майеровские печи строились с использованием гладкой керамики самой разнообразной формы и размеров (в этом случае небольшой элемент чередуется с крупным, оформленным полихромным узором). В очагах применяется пышная рама, а центральной темой является пейзаж или библейский сюжет. Один только кафель печей это уже настоящее произведение искусства.
В нашей же стране в 18 веке популярным был стиль дельфт. В дворцах Петербурга того времени сооружаются колоссальные многоярусные кафельные печи (чаще всего просто декоративные), оформленные с использованием кабальтовой росписи. Такая роспись отличается использованием определенных элементов: пастухов и пастушек, дам и кавалеров, морского и сельского пейзажа, а также сюжетов из греческой мифологии и т.п.
Вторым по значимости стилем восемнадцатого столетия считается неоклассицизм, определившийся к середине 18 века в двух странах Зарубежной Европы: в Италии и Англии. Неоклассицизм очень быстро распространяется по всей Европе, а также перекочевывает и в Северную Америку. Стиль просуществовал до 30-х годов девятнадцатого века и имел несколько течений, так, например, были востребованы направление Людовика XVI, неогреческий стиль, ампир, стиль Адама и т.д. Художники и архитекторы, работавшие в этом направлении, свой отчет находили в античности. Очаги, выполненные в неоклассическом варианте, характеризуются простыми элегантными линиями и, как правило, классическим оформлением: пальмовые и акантовые листья, розетки, пилястры, капители, львиные головы и лапы, химеры и герии, урны, позолоченная бронза. Преобладающий цвет – белый.
Ведя разговор о неоклассических каминах, стоит несколько слов сказать о шотландском архитекторе Роберте Адаме, самом известном художнике в каминном искусстве. Адам пропагандировал единство всех составляющих интерьер помещения вещей, причисляя очаг к самостоятельным, но, в то же время, взаимосвязанным с остальными предметами, единицей. Идеи он брал в античном искусстве Италии, в которой прожил некоторое время, занимаясь изучением рисунка и архитектуры.
Адам провел просто колоссальную работу и сделал каминный портал совершенным. Для украшения облицовки художник использовал пилястры или колонны ионического и коринфского ордеров. В качестве орнамента Адам применял растительные мотивы и ионики. Взамен тонкой резьбы бралась классическая пастораль. Камины известного художника отличались своей красотой и легкостью, неповторимым сочетанием цветов и симбиозом разнообразных материалов. Выполненные художником камины характеризуются искусным оформлением и экстравагантностью, которые не смогли повторить другие мастера. Конечно, такие произведения искусства стали эталоном каминной архитектуры.
XIX и XX века
В девятнадцатом веке на сцену возвращаются стили прошлых столетий. Конечно, в первозданном виде они не используются, имеют место переплетение стилей, сочетание разнообразных цветов и форм. К сожалению, в середине 19 века подобное наслоение привело к тому, и как утверждает Кон-Винер, очаги стали представлять безвкусные предметы, но выполнялись уже относительно определенного помещения. Однако многие другие считали такое явление нормой и принимали его как положительную динамику в каминостроении.Общие тенденции моды задевают и печное искусство, однако и в этом направлении не появляется ничего существенно нового, так как подходит к концу организация основ, которым придерживаются современные печники.
Подробнее. В начале девятнадцатого века практически вся Зарубежная Европа находилась под прямым влиянием императора Наполеона и его личных архитекторов Персье и Фонтена. Именно благодаря им, в это время утверждается стиль ампир, который считается продолжением неоклассицизма. Ампир распространяется практически по всей Европе и достигает России. Очаги декорируются в стиле Людовика Шестнадцатого, но становятся более авантажными. Помимо всего прочего, к оформлению добавляются военные и египетские мотивы.
Стоит отметить, что если в начале девятнадцатого века в Европе доминирует стиль ампир, но в Великобритании было популярным несколько иное направление неоклассицизма, которое известно нам под названием «регентство». Этот стиль был модным в период регентства Георга IV. Порталы характеризуются своей простотой и отличаются использованием плоских прямоугольных жамб, фризов. Главным в оформлении каминов являются профили-валики, розетки или медальоны по углам под полкой. Темы, правильнее сказать, были больше греческими, чем римскими, но также встречаются также китайские и египетские мотивы. Каминная полка выполняется более широкой, так, чтобы на ней можно было поставить аксессуары (часы, подсвечники, лампы). Для строительства очагов используется мрамор кремового, жёлтого, серого и белого оттенков. Но это в дворцах знати, в домах простых людей каминные порталы мастерились из дерева, декорированного под мрамор.
Следующим направлением неоклассицизма является бидермайер. Бидмайером именуется декоративный стиль, популярный в первой половине девятнадцатого столетия. Очаги, выполненные в этом направлении, выделяются своей соразмерностью, тривиальными и четкими изогнутыми линиями, акцентно тонкими и плавными, что позволяет им быть похожими на современные камины. В качестве орнаменты применялись цветочные мотивы.
Во второй половине девятнадцатого века модным был стиль Наполеона Третьего (стиль второй империи). Это направление считалось прерогативой быстро разбогатевших людей низких сословий. Стиль стал известен, международным выставкам в Париже, проходивших в 1855 и 1867 годах. Стандартным примером таких каминов являются очаги из особняка мадам де ля Пэйва.
По количеству лишних декоративных элементов со стилем Наполеона III мог еще сравниться викторианский стиль. Каминные порталы викторианских отопительных устройств реализовывали, как правило, из дикого камня, дерева или чугуна, в некоторых случаях это был мрамор, но он использовался реже. Нормальным было применение чугунного литья, при этом топливник с колосниковой решёткой, поддувало и козырёк дымосборника были монолитной конструкцией, а керамическая плитка была выполнена в виде узких панно, расположенных по бокам топливника.
Искусно выполненный овермантель дополнялся множеством разнообразных деталей: полок, ящичков, зеркал, карнизов, декоративных панно и каминных аксессуаров. В других странах этот направление, исключение составляют от камины Адама, не получило широкое распространение. И только в США широко применялся описанный стиль, так как американцы во многих вещах руководствовались английской модой.
Вторая половина девятнадцатого века в Англии характеризуется появлением самобытного национального стиля, в истории именующегося «движение искусств и ремёсел», колоссальную известность он снискал также в Америке. Родоначальником течения был дизайнер Уильям Моррис, который, как и его последователи, искали вдохновение, в основном, в средневековом искусстве, а также увлекались и восточными темами. Построенные ими очаги индивидуальны и не похожи, они своеобразны, но Камины функциональны и выполнены с потрясающе скрупулезной проработкой всех элементов. Единым является использование материала. в этом случае дикий камень, декоративный кирпич, медь, чугунное литьё и изразцы.
С конца девятнадцатого века и до начала I Мировой войны в Европе становится популярным стиль ар нуво. Сочетание «ар нуво», а в переводе с французского это звучит как «новое искусство», ввели англичане. Французы же довольно долго именовали это направление на английский лад — «моден стайл». Как вариант, такие названия как «модерн» (Россия), «югендштиль» (Германия), «либерти» (Италия), «модерниста» (Испания) и «стиль Тиффани» (США). Возникнул ар нуво в Великобритании и корнями своими уходит к движению искусств и ремёсел. Как правило, ар нуво можно было проследить в декорировании предметов интерьера. ему была присуща неимоверная асимметричность, волнистость и неясность форм. Любимыми орнаментальными темами считался растительный орнамент в виде стеблей растений, языков пламени, волн в виде женских фигуры с распущенными волосами. Имело место и прямолинейное направление.
Очагов, выполненных стиле ар нуво, сегодня сохранилось совсем немного, и объяснение такому явлению кроется не только во временных рамках, но и в используемом для строительства недолговечном дереве. Гораздо больше сохранилось печей того времени.
Ар нуво и движение искусств и ремёсел плавно переходит в двадцатый век и остается популярным еще примерно двадцать лет. Кроме этого направления в двадцатом веке, можно отметить ещё только два стиля, оказавших сильнейшее влияние оформление каминов и печей, и это Ар деко и интернациональный стиль.
Стиль Ар деко (от французского «arts decoratifs») является декоративным направлением, пришедшим на смену ар нуво. Ар деко сберег большую часть особенностей предыдущего стиля, он был таким же бессистемным и хаотичным, однако гораздо больше внимания в нем уделялось эстетическому аспекту. Стиль запрашивал большей изысканности и симметричности, элементарной геометрии конфигураций, но при этом утонченной орнаментальности. Ар деко был очень известным, начиная с середины двадцатых и до сороковых годов двадцатого столетия. Стоит отметить, что очагов в то время строили немного. Сегодня можно встретить качественные стилизации каминов ар деко, чем настоящих оригиналов того времени.
В двадцатом веке намного больше, если срвнивать с очагами ар деко, было возведено каминов в интернациональном стиле. Им соответствовали такие характерные черты как солидные размеры, асимметрия, кубические конфигурации, исключение любого орнаментального декора и профилей, применение природного камня, стекла, бетона, металла и кирпича. Наиболее любопытными, без сомнения, считаются произведения известного американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Его воздействие на внешний вид современного каминного портала невозможно недооценить. В истории каминостроения это очаги Виньолы, Пиронези, Адама, майеровской печи или печи Пфау.
Печные и каминные аксессуары
Любые очаги, будь то камины или печи, все время сопровождали всевозможные предметы, разрешающие декорировать их дополнительно, помочь в обслуживании, поддержании в них полноценного процесса горения, защиты от возгорания. К таким предметам относят каминные аксессуары: экраны и решётки, подставки для дров и колосники, жаровни, меха, буфаду, дровницы, каминные спички, каминные часы. И этот список далеко не полный. Аксессуары стоят порой ничуть не меньше, чем сам очаг, именно поэтому трепетно берегутся своим хозяином.Каминные экраны. Эти приспособления размещались перед каминами и печами и выполняли надежную защиту от жара, идущего из топливной камеры. Примерно с середины семнадцатого столетия экраны считались обязательным атрибутом всей интерьерной составляющей помещения. Габариты напрямую зависели от размеров очагов, перед которыми они устанавливались, однако нечасто выполнялись более двух метров в высоту и метра сорока - в ширину. Для изготовления экранов использовалось дерево, поэтому устанавливали их на расстоянии одного метра от камина. В то время, пока камин не функционировал, экраны ставили практически вплотную. Подобным способом закрывали от глаз неаккуратно смотревшуюся, загрязненную сажей топливную камеру и исключали образование сквозняков из дымоходной трубы.
Искрозащитные экраны представляют сетки из металла или стеклянные экраны, устанавливающиеся непосредственно перед каминной топкой для защиты от выпадающих из неё угольков и искр. Временами для этого топку камина завешивали металлическими цепочками.
Декоративные дверцы-шторки, именующиеся фортюрами и рортюрами. Использовали для закрывания дверок или выходных отверстий для тёплого воздух. Традиционные открытые камины закрывают фортюрами, чтобы не было сквозняка из дымохода, а также для того, чтобы не видеть запачканную сажей топку, когда в ней не горит огонь.
Каминные решётки представляют железные приспособления, на которые в очагах укладывается топливо: дрова или уголь. Каминные решётки выполняются в виде несложных колосников или корзин. Для того чтобы положение устройтсва было устойчивым, используются прочные железные опоры, которые в каминостроении именуются «собаками» либо «шене».
Еще один элемент – каминная плита, устанавливающаяся вдоль задней топливной стенки. Плиты выполняет сразу несколько задач: защита от перегрева, теплонакопитель, исключение обзора на сажное пятно, а также декорирование прибора отопления.
Каминные и печные бленды представляют декоративные рамы для топливных проемов и прикрытия рефракторных швов. Для их изготовления применяют чугун, сталь, латунь либо медь. Если вы используете обычный классический портал, который отличается большими, чем сам проем размерами, то бленду нужно сделать достаточной ширины, такой, чтобы она заполняла все пространство.
Камины и печи конвекционного образца оборудуются особенными вентиляционными решётками, выполняющими в то же время и декорирование очага.
Для раздувания огня применяют меха или буфаду. Буфаду – длинная тонкая трубка, оснащенная деревянным или металлическим мундштуком.
Каминный гарнитур — это полноценный комплект инструментов для сервиса камин. Набор содержит кочергу, щипцы, щётку для золы, а также совок для золы и дровницу. Примерно в прошлом веке камины, устанавливающиеся в дворцах знати, выполняли более декоративную функцию, чем задачу поддержания огня.
(Нет голосов) |
2500
Печник (Москва)